Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Карманные компьютеры: взгляд в будущее.

Автор: PalMan

Первые карманные компьютеры (или Handheld PC) появились в начале 90-х годов прошлого века. История не сохранила имя изобретателя этого удивительного устройства, впрочем, в этом нет ничего странного, идея КПК - это, скорее всего, творение коллективного разума. Интересное тогда было время, по миру победно шествовали IBM PC, мир наслаждался персональными компьютерами, и только немногие задумывались о мобильности. Разумеется, то, что было создано в те годы, было далеко от идеала, но это были действительно первые карманные компьютеры. Psion Series 3, Apple Newton MessagePad, Palm Zoomer - думаю, эти названия первенцев мало что говорят современному поколению.

Конечно, глупо считать, что первые КПК - это IBM PC в карманном варианте. Отнюдь, скорее всего это комбинация персонального компьютера и... калькулятора, именно последний является прадедушкой первых Handheld PC. Правда, усовершенствованный калькулятор, призванный помимо расчета математических функций служить и своеобразным планировщиком делового человека. Этой идеей мир обязан талантливому Джефри Хоукинсу, работавшему в компании Palm, который задался целью создать многофункциональный органайзер. Palm Pilot образца 1996 года стал первым массовым карманным компьютером и фактически открыл людям мир карманных компьютеров.

Прошли годы, и Handheld PC стал полноценным игроком среди самых разнообразных компьютеров. Но сегодня ситуация изменилась кардинально. Карманные компьютеры от компании Palm, олицетворяющие когда-то все КПК, отчаянно сопротивляются Pocket PC во главе с вездесущей Microsoft, и Linux где-то рядом. Да еще наблюдающийся несколько последних лет спад в области высоких технологий обострил эту войну платформ. Хотя, с другой стороны, это весомый плюс для нас (в смысле пользователей). Купить сегодня современный карманный компьютер за 200-300 долларов не составляет проблем.

А вообще проблемы, присущие КПК с их рождения (небольшой дисплей, неудобный ввод больших объемов информации и т.д.) не исчезли, а только обострились. Производители как-то больше увлеклись гонкой скоростей и интеграцией коммуникационных технологий в свои устройства, обращая мало внимания на другие запросы пользователя. Конечно, скорость работы и мобильный Интернет значат многое, но это не все. К тому же появились коммуникаторы и начали постепенно "выживать" КПК с насиженных мест. Стало ясно, эволюция карманных компьютеров достигла критической точки, где нужно делать ставку на новые технологии, способные возродить былые традиции. Иначе - медленное угасание.

Попытаться сегодня предугадать, что будет представлять карманный компьютер через пять-десять лет - дело практически безнадежное, но все же мы попытаемся это сделать. Благо, претворение в жизнь новых технологий происходит не так быстро, да и, в принципе, общие тенденции развития мобильных устройств вполне очевидны. Если какая-то функция необходима, значит, нужно ее реализовать, если что-либо неудобно делать, значит, нужно сделать так, чтобы пользователям понравилось, и т.д. Что ж, раз так, то давайте познакомимся с новыми технологиями, которые призваны в ближайшем (и далеком) будущем изменить облик КПК и, возможно, наше отношение к этим устройствам.

"Бензин ваш - идеи наши"

Неотъемлемым атрибутом любого электронного устройства является источник энергии, позволяющий реализовать все функции устройства. Хорошо, когда рядом есть электрическая сеть, в этом случае бесперебойная работа обеспечена. Кстати, недавнее аварийное отключение электроэнергии в ряде штатов США показало огромную зависимость тамошних граждан от этого блага цивилизации.

Впрочем, карманный компьютер - это мобильное устройство, и вся его прелесть заключается в возможности именно автономной работы. Поэтому показатель, определяющий, как долго может "прожить" КПК без подзарядки или замены батареи, как нельзя актуален.

Двадцать лет назад первые Palm'ы работали по 10-15 часов на одном комплекте батарей, и это устраивало почти всех. Правда, не стоит забывать, что у них был монохромный дисплей, 16-мегагерцовый процессор Motorola и т.д. Сегодня средний КПК оснащен мощным процессором (с тактовыми частотами до 400 МГц), цветным дисплеем (до 64 тысяч цветов), да и функциональность на порядок выше. Обработка в реальном времени аудио и видео, работа с офисными пакетами, современные игры требуют значительных энергетических затрат.

А что касается всепроницающих беспроводных коммуникаций (например, Wi-Fi), то их использование разряжает батарею буквально на глазах.

Впрочем, производители компьютеров пытаются с этим худо-бедно бороться: уменьшение частоты процессора, регулировка подсветки, точная индикация оставшейся энергии, использование энергонезависимой флэш-памяти с целью сохранения данных и другие энергосберегающие режимы. Но, результат не так высок, как хотелось бы, для сегодняшних КПК 4-5 часов автономной работы считается приличным показателем (имеется в виду реальное время, а не заявленное производителем). Выход один - использование альтернативных источников энергии.

Честно говоря, альтернативных источников энергии существует предостаточно, но многие из них неприменимы к КПК. Поэтому исключим из рассмотрения солнечные батареи (из-за их низкого КПД) и ручные механические устройства. Вариант последнего устройства был недавно представлен компанией Motorola, но вообще-то, это, скорей всего, вариант на крайний случай (покрутить 5 минут ручку, и затем пользоваться устройством 10-15 минут). Поговорим о чем-нибудь более эффективном. Например, о топливных батареях.

Первые сообщения о разработке топливных батарей появились еще в конце 90-х годов прошлого века, и, судя по всему, близок тот час, когда должны появиться серийные мобильные устройства с таким источником энергии. По крайней мере, об этом уже заявили несколько компаний, срок - 2004 или 2005 год. В принципе, топливные батареи не являются принципиально новым источником энергии, по сути, это химический источник энергии, который превращает топливо (в данном случае наилучшие результаты получены с метанолом) в электричество. Энергия вырабатывается в результате протекания химической реакции, где роль основных реагентов играют водород и кислород.

Начало использования топливных батарей можно считать свершившимся фактом, по крайней мере, в автомобильной промышленности уже есть единичные модели автомобилей с таким источником энергии (Chrysler, Ford, General Motors, Honda, Nissan, Renault и др.), правда, это пока что концептуальные модели. Хотя нет, есть автомобиль от Toyota, выпускающийся серийно, только стоит он.... Кстати, два года назад был представлен и российский вариант от "АвтоВАЗ" на базе "Нивы".

Как видите, работоспособность и эффективность топливных батарей доказана, осталось только разработать батареи, имеющие соизмеримые с КПК размеры и массу. Над этим как раз сегодня производители и работают. Вот, например, один из прототипов от Toshiba, который был представлен на выставке CeBIT этого года. Источником энергии этой топливной батареи, названной DMFC (Direct Methanol Fuel Cell) служит смесь метанола и воды. Физические размеры батареи составляют 275 х 75 х 40 мм при массе в 900 г. Разумеется, это очень много, но DMFC - это первый в мире малогабаритный топливный источник. С электрическими параметрами полный порядок - мощность составляет 12 Вт (пиковая до 18 Вт) при напряжении 11 В. Похожая разработка есть и у Hitachi.

Теперь о плюсах таких источников. Во-первых, значительное время автономной работы - где-то в 7-9 раз больше источников на основе лития, что объясняется их более высокой емкостью. Затем процесс зарядки, он весьма прост: залил в емкость жидкое топливо, и все. Быстро и удобно, даже электрическая сеть не нужна. К тому же топливные батареи отличаются долговечностью (там изнашиваться просто нечему) и весьма высоким КПД, достигающим 75%.

Кстати, с экологической точки зрения это идеальный вариант батареи будущего, что тоже немаловажно. Осталось, пожалуй, только подождать, пока габариты таких батарей достигнут приемлемых величин.

Впрочем, списывать со счетов привычные аккумуляторы еще рановато. Их эволюция продолжается до сих пор. Судя по всему, в поисках хорошего источника энергии современная наука скоро переберет всю таблицу Менделеева. Появившись в 1859 году с легкой руки французского врача Гастона Планте, первые свинцово-кислотные аккумуляторы используются и поныне (правда, в модернизированном варианте).

Позже появились аккумуляторы на основе никеля (никель-кадмиевые, никель-металгидридные), затем перешли на литий (литиево-ионные, литиево-полимерные). И вот выбран очередной претендент на роль реагента в аккумуляторах - серебро. Итак, встречайте, серебряно-полимерные аккумуляторы.

Отличительной особенностью серебряно-полимерных аккумуляторов считается возможность "размещения" большего количества энергии в тех же размерах, что особенно актуально для карманных устройств. На сегодняшний день уже достигнут показатель 2 кВт/л, что в несколько раз превышает аналогичные показатели для литиевых аккумуляторов (хотя уже ведутся разработки аккумуляторов с плотностью до 10 кВт/л - так называемая BiPlanar Array технология). В принципе, имея такую емкость, вполне можно мириться с несколько увеличившейся массой устройства за счет более тяжелого аккумулятора.

Вообще-то аккумуляторы на основе серебра уже используются военными около 50 лет (в ракетах с ядерными боеголовками, на космических спутниках и др.), правда, определенные недостатки не позволяли их широко использовать. Только теперь все проблемы устранены, и такие аккумуляторы готовы для промышленного использования.

Если быть точным, то в аккумуляторах на основе лития используется не чистый литий, а его комбинация с графитом. Аналогичная ситуация и здесь, серебро дополняется цинком. Плюсом использования таких реагентов является их экологичность, о пользе серебра, думаю, все наслышаны, а оксид цинка, к примеру, является ингредиентом детских присыпок.

Поскольку реагенты в серебряно-полимерных аккумуляторах обладают большей плотностью, это позволяет хранить то же количество энергии (по сравнению с литиевыми аккумуляторами) в меньшем форм-факторе. С другой стороны, можно создать аккумулятор таких же размеров, но с гораздо большей энергетической емкостью. Правда, в этом случае, увеличится и масса аккумулятора.

Вот пример реальной батареи: выходное напряжение 1,5 В, емкость 2500 мАч, масса 38 г, 200 циклов зарядки/разрядки. А вообще технические характеристики серебряно-полимерных аккумуляторов достойны восхищения: стандартное выходное напряжение 1,5 В (можно собирать в ячейки с суммарным напряжением до 36 В), отсутствие "эффекта памяти", очень малый саморазряд, планарный форм-фактор (толщина от 3 мм). Коммерческие экземпляры появятся уже к концу этого года.

Впрочем, топливные батареи и серебряно-полимерные аккумуляторы являются вполне ожидаемым продолжением эволюции источников энергии. А вот идею использовать для получения энергии микродвигатели (micro-engines) можно отнести к разряду полуфантастических. Эта разработка из стен Бирмингемского университета на самом деле представляет собой маленький мотор, источником питания которого является... световой поток. Заявление о том, что микродвигатель (всего несколько миллиметров в диаметре) может вырабатывать в 300 раз больше энергии, чем батарейка аналогичного размера, звучит шокирующим, но, тем не менее, это так. Достичь легкости и миниатюрности позволяет использование в качестве материалов карбида кремния и других керамических материалов, но это еще не все. Процесс его зарядки длится всего несколько десятков секунд, по заверениям разработчиков, для этого достаточно света от обычной зажигалки.

Фактически конструкция представляет собой несколько однотипных двигателей, собранных в одну турбину, называемую микропистоном (micro pistone). Скорость вращения такой турбины сегодня составляет от 2 до 106 оборотов в минуту. Разработанные прототипы вырабатывают мощность порядка 10-50 Вт при собственной массе 10-30 г. Жаль только, что до реального использования микродвигателей в качестве источника энергии еще далеко, коммерческие образцы таких батарей ожидаются к 2010 году.



Микродвигатель в качестве источника энергии? А почему бы и нет. Вверху единичный микродвигатель в разных ракурсах, внизу - миниатюрная турбина

Реальная виртуальность

Как известно, большую часть информации (около 80%) об окружающем мире человек получает посредством органов зрения, и этот факт делает дисплей чуть ли не самым главным элементом карманного компьютера. В области традиционного дисплеестроения разработчики уже достигли предела, дисплей и так занимает почти всю переднюю панель компьютера. Хочется больше и лучше, но некуда. С одной стороны, ограничивает карманный форм-фактор (как-никак Handheld PC), что же касается рабочих разрешений, то их увеличивать бесконечно тоже не получится, - в этом случае приходится всматриваться и напрягать глаза (как, например, в Sharp Zaurus SL-C760).

Напрашивается вывод, что стандартным путем улучшить качество восприятия информации не удастся, необходимо выносить дисплей за пределы корпуса компьютера, то есть переходить к виртуальным дисплеям. Такой дисплей можно реализовать различными способами, главным показателем здесь можно считать качество воспроизведения и удобство использования такого дисплея. Соответственно и производители пытаются использовать различные варианты, выбор же окончательного варианта, как всегда, останется за пользователем. Поэтому и мы рассмотрим несколько вариантов реализации виртуальных дисплеев, претендующих на роль органов отображения информации будущего.

А начнем мы с дисплеев, знаменующих собой новое направление в развитии устройств отображения информации - это микродисплеи (near eye displays - дословно "дисплеи возле глаза"). Это еще один шаг вперед по отношению к минидисплеям, используемым, например, в видеокамерах. Отличительными особенностями микродисплееев являются, конечно же, малые габариты и вес, что позволяет размещать их вблизи от глаз на специальном конструктивном элементе либо выполнять в виде очков. Теоретически размер диагонали такого дисплея не превышает 1,3 дюйма, но, тем не менее, он способен воспроизводить изображение ничуть не хуже своих старших и огромных по размерам собратьев.

Для производства микродисплеев могут использоваться различные технологии. Так, к примеру, лидер в этой области, компания Three-Five Systems, Inc. изготавливает свои дисплеи на основе технологии LCoS (Liquid Crystal on Silicon), которая позволяет в дисплей диагональю 1 дюйм "втиснуть" 2,6 млн. пикселей. Кстати, в отличие от матриц цифровых камер здесь абсолютно все пиксели являются активными и участвуют в формировании изображения. Это позволяет выпускать компании микродисплеи линейки Brillian Microdisplays с разрешением от 640 х 480 пикселей (VGA) до 1280 х 1024 пикселей (SXGA). Если пересчитать виртуальные размеры микродисплея в реальные, то рабочая диагональ составляет от 15 до 60 дюймов.

Вот некоторые характеристики микродисплеев от Three-Five: контрастность 400:1 (у TFT-дисплеев обычно 100:1), потребление в статическом режиме не более 100 мВт, отсутствие пикселизации на дисплее. Используемая технология позволяет применять микродисплеи в широком диапазоне температур, так что ими можно пользоваться как в помещении, так и на улице. Любопытно, что в отличие от большинства современных цветных дисплеев, "слепнущих" в солнечную погоду, микродисплеи не подвержены этому явлению, что является весомым плюсом. Ну и, конечно же, не забудьте про конфиденциальность, подсмотреть на таком дисплее что-либо просто невозможно.



С такими очками вся информация всегда перед глазами

Многие сегодня сомневаются в практичности использования таких дисплеев, предпочитая привычные варианты. Но исследования компании Reseach Communications (США, Огайо) показали, что производительность при работе с микродисплеем выше, чем при использовании дисплея карманного компьютера, и соизмерима с производительностью при работе с печатным текстом или LCD-монитором большой диагонали. В результате этих исследований выявился еще один интересный факт: производительность при использовании бинокулярного дисплея (то есть на каждый глаз по дисплею) на 5-7% ниже аналогичного показателя для монокулярного дисплея. Странно, но факт.

Что же касается компании Eyetop, то она пошла по другому пути, выпустив сразу очки со встроенным дисплеем, которые демонстрировались весной этого года на выставке CeBIT. За основу изготовления матрицы была взята технология AMLCD, что позволило получить вполне приемлемое решение для рядового пользователя (забыл упомянуть, что микродисплеи от Three-Five являются скорее уделом профессионалов, как по качеству, так и по стоимости). Картинка с 65 тыс. цветов в разрешении 320 х 240 пикселей, на мой взгляд, устроит большинство любителей карманных компьютеров сегодня. Кстати, этими очками можно пользоваться попутно с выполнением других задач, поскольку фокус оптической системы микродисплея расположен в 2 метрах от глаз. Так что читать газету, смотреть любимый фильм или просто прогуливаться по улице, не рискуя попасть под проходящий автомобиль, вполне по плечу (или по глазам) обладателю таких чудо-очков.

Впрочем, пользоваться таким дисплеем, наверняка, понравится не каждому. Шутка ли, при необходимости использования карманного компьютера "взгромождать" на голову такую хитроумную конструкцию или же носить ее целый день. Это больше похоже на сюжет из фантастического фильма. Хотя если верить обещаниям разработчиков (и последним фантастическим фильмам тоже), то со временем такой дисплей будет практически неразличим на очках, причем не обязательно солнцезащитных. Наверное, стоит немного подождать отработки технологии, а пока мы перейдем к конкурентам - пространственным дисплеям.

Окружающий нас воздух является смесью различных газов, что позволяет рассматривать его как среду, обладающую определенными характеристиками. Идея создания дисплея в любом месте, где есть воздух (а он есть везде, за исключением особых случаев, в данном случае не имеющих значения) не нова, возможно, многим приходилось видеть красочные лазерные шоу (по крайней мере, ваш покорный слуга однажды присутствовал на таком мероприятии). Отмечу, что увиденное мной было просто великолепным, но, по свидетельствам очевидцев, концерты некоторых музыкальных групп, например, Pink Floyd или Queen, обладали гораздо более высокой зрелищностью. Не видел - не буду утверждать, но то, что воздух вполне способен служить в качестве основы для дисплея, уверен на все 100%.

Вот подтверждение этому - уникальная технология компании IO2 Technology, позволяющая создавать дисплеи с диагональю 27 дюймов и даже больше непосредственно в воздухе. Думаю, такой размерчик вашему карманному компьютеру понравится, не правда ли? Как и следовало ожидать, принцип работы этого дисплея, получившего название Heliodisplay, основан на воздействии небольшого проецирующего устройства на близлежащее воздушное пространство. Характеристики дисплея вполне приемлемы: отображение 16 млн. цветов при разрешениях от 640 х 480 до 1024 х 768 пикселей. Вдобавок к этому есть возможность непосредственного воздействия на воспроизводимое изображение (этакий виртуальный тачскрин), при желании можно выбирать пункты меню, поворачивать картинку и т.д. Неплохо выглядит на таком дисплее и потоковое видео.

Разумеется, данная технология не лишена и недостатков. Действующие прототипы пока не обеспечивают требуемую резкость (изображение немного расплывчато) и контрастность. Но самым главным минусом Heliodisplay является все же громоздкость собственно проектора, его размеры соизмеримы с корпусом карманного компьютера. Если разработчики смогут справиться с этими проблемами, то перспективы у этой технологии огромные.

Перипетии мобильной печати

Принтеры, плоттеры и прочие устройства, предназначенные для вывода информации на лист бумаги (или, говоря другим языком, предназначенные для получения твердой копии), всегда относились к офисной оргтехнике. Процесс минимизации этих устройств шел свои чередом, первые АЦПУ, занимавшие когда-то целые комнаты, со временем трансформировались в более компактные струйные и лазерные принтеры массой в несколько килограммов. В принципе, понятие мобильных принтеров существует достаточно давно, но обычно имеются в виду принтеры, предназначенные для ноутбуков.

Правда, в последнее время производители принтеров обратили свое внимание на рынок карманных компьютеров и пытаются выпускать соответствующие принтеры. Например, компания Canon недавно обновила свою линейку мобильных принтеров и выпустила модель PIXUS 50i. Честно говоря, ничего особенного, обычный струйный принтер, с собой носить его не будешь, правда, работающий через инфракрасный порт. Ближе к идеалу подобралась японская компания Brother Industries, ее принтер m-Print Bluetooth Micro Printer, надо признаться, достаточно компактен.

Физические размеры принтера составляют 100 х 160 х 17 мм, масса с аккумулятором и пачкой бумаги на 50 страниц - 300 г. Его "скорострельность" составляет 4 страницы формата A7 в минуту, качество - 300 точек на дюйм. Основной способ общения принтера с КПК - это Bluetooth, хотя при отсутствии оного можно воспользоваться и инфракрасным соединением.

Да, пожалуй, такие принтеры карманными не назовешь. Что же касается сверхкомпактных принтеров, действительно способных составить пару вашему карманному другу, то на сегодняшний день существует только одно предложение такого рода - принтер PrintBrush от шведской компании PrintDreams Europe AB. Примечательно, что в разработке этого принтера принимали участие и наши соседи белорусы (в Минске даже есть офис этой компании). Принтер печатает абсолютно бесшумно и весьма необычно - нужно просто водить принтером по листу бумаги, а не наоборот.

PrintBrush отличается от всех своих собратьев весьма серьезно. Во-первых, он использует принцип произвольной печати, в то время как практически все современные принтеры могут печатать только последовательно. Это означает, что распечатывать нужную информацию можно с любого места, хоть с середины, хоть с угла, принтеру это абсолютно безразлично. С этой точки зрения принтер чем-то напоминает ручной сканер (на который он похож еще и габаритами). Основной идеей этого принтера является технология печати на поверхности произвольным движением руки пользователя (RMPT - Random Movement Printing Technology), которая была придумана в 2000 году, но до сих пор так и не реализовалась.

Несмотря на относительную простоту идеи, ее воплощение было сопряжено со значительными трудностями. В поисках высокоточной навигационной системы разработчики использовали множество готовых вариантов, но пришли к выводу, что существующие системы не обеспечивают требуемые параметры и изобрели свой собственный метод навигации, оптику и навигационные алгоритмы. Вместе с процессором DSP для расчетов в реальном времени эта система (названная OptoNav) является по существу сегодня самым прецизионным в мире навигационным датчиком для компьютерной периферии. Благодаря такой точности, система отрабатывает все неточные движения пользователя, случайные толчки, непостоянство движения и т.д.

Еще одним преимуществом использования такой системы является возможность печати на любой поверхности, хоть на вертикальной стене. А поскольку понятия размера страницы для этого принтера не существует, то, соответственно, можно "разрисовать" и всю стену. В существующих прототипах в качестве печатающего устройства используется печатная головка от монохромного струйного принтера. Разработчики утверждают, что при желании можно установить и цветную, это не принципиально. Для передачи данных в PrintBrush используется протокол Bluetooth, вдобавок к этому в принтере есть 8 Мб флэш-памяти, которые можно использовать в качестве буфера печати.

Что касается начала коммерческих поставок, то производители обещают, что к 2005 году мы сможем воспользоваться возможностью распечатки любой информации с карманного компьютера, будь то высококачественная фотография, веб-страница или просто текст. Дисплей дисплеем, но твердая копия в некоторых случаях может оказать как полезной, так и необходимой.

Как видите, технологии для карманных компьютеров не стоят на месте. Идея создать устройство, устраивающее абсолютно всех (или хотя бы большинство), волнует умы многих. Впрочем, это только часть айсберга, имя которому КПК завтрашнего дня. Впереди еще остались виртуальные клавиатуры и уникальные интерфейсы, "мягкие" компьютеры и новое поколение встроенных камер. Но об этом в следующий раз.

Источник: http://www.comprice.ru/
 

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 5
IRC: 4
Jabber: 0
( состояние на 00:58 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет