Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Германия. Культура

Культурная сцена в Германии многообразна: около 300 театров и 130 профессиональных оркестров насчитывается на территории между Фленсбургом и Гармиш-Партенкирхеном. 500 художественных музеев со своими разнообразными коллекциями международного значения образуют уникальный музейный ландшафт. Живым характером обладает молодая немецкая живопись, хорошо знакомая и в других странах. Германия – одна из крупнейших книжных наций (95.000 новых изданий и переизданий в год). 350 ежедневных газет и тысячи журналов свидетельствуют о пульсирующем медийном ландшафте. Новые успехи отмечает немецкое кино – и не только в германских кинотеатрах, но и во многих странах мира.

Разумное, доброе вечное – культурная сцена в Германии

Страна поэтов и мыслителей. Гёте родился в Германии, а также Бетховен и Бах. И тем не менее эта культурная нация не обладает действительно общенациональной культурной компетенцией. Культура – дело земель, так записано в Основном законе. Земли видят себя хранителями и покровителями федерализма в области культуры в Германии. Почему, собственно говоря, вопросы культуры в Германии – это нечто такое, что нация как единое целое не может или не должна была бы регулировать? Немецкая культура как способ выражения германской нации со времен кайзера Вильгельма, т.е. с конца XIX века, подозревалась в мании величия. Катастрофа национал-социализма привела в итоге к последовательной переориентации. После Второй мировой войны углубилось понимание того, что Германия только тогда сможет вернуться в мировое сообщество, если избежит любой видимости чрезмерного национального культурного пафоса. Это в свою очередь привело к отказу от какой бы то ни было общенациональной культурной политики в Германии.

Культурные учреждения разбросаны по стране сильнее, чем в большинстве других государств. Культурный федерализм пробуждает честолюбие у федеральных земель. Культурная политика – это политика создания благоприятных условий для экономики. Земля Баден-Вюртемберг открыто рекламирует себя, используя культуру как «мягкий привлекательный фактор для инвестиций». Содействие кинематографу также стало одним из федеральных инструментов управления. Деньги поступают оттуда, где существует производство. Горняцкая и сталелитейная Рурская область, входящая в состав Северного Рейна-Вестфалии, с конца XX века успешно превращается в культурный ландшафт. Лишь с 1998 г. в Берлине существует пост госминистра по делам культуры и СМИ в Ведомстве федерального канцлера. И с тех пор Германия снова воспринимает тот или иной культурный вопрос как дело всей нации.

Внешняя культурная политика 

Внешняя культурная и образовательная политика наряду с классической дипломатией и внешне-экономической политикой является третьим столпом германской внешней политики. Ее цель – демонстрировать образ современной Германии, содействовать процессу европейской интеграции и взаимопониманию между народами. Федеральное министерство иностранных дел лишь частично осуществляет свою культурную политику собственными силами. В большей мере оно поручает это посредническим организациям, например Институту им. Гёте или Институту международных культурных связей (ifa). Институт им. Гёте имеет 147 культурных центра в 83 стране, из них 13 – в Германии. Они предлагают курсы немецкого языка, оказывают содействие преподавателям немецкого языка за рубежом, организуют литературные чтения, театральные и киномероприятия, а также дискуссии. Ifa занимается прежде всего культурным диалогом. С 2003 г. культурные центры, прежде всего в Центральной и Восточной Европе, финансируются в рамках сотрудничества между германским МИДом и общественно-полезными фондами. Большое значение имеют немецкие школы за рубежом. Таких школ 117, в них учатся 70.000 учеников (из них 53.000 ненемецкой национальности). С помощью инициативы «Школы: партнеры будущего» германский МИД намерен поддержать школьную работу за рубежом. При этом, в частности, должна появиться сеть школ с усиленным преподаванием немецкого языка в качестве иностранного.
 www.goethe.de,  www.daad.de,  www.humboldt-foundation.de,  www.ifa.de,  www.auslandsschulwesen.de

Система содействия кинематографу на уровне федерации была реорганизована, учрежден Федеральный фонд культуры. Берлин при этом все больше становится культурным магнитом, является сегодня уникальным культурным силовым полем, плавильным тиглем культур, в чьих музеях отражается вся история человечества. Мемориал в центре города, напоминающий о холокосте, – это высеченная в камне проверка на зрелость, демонстрирующая то, как такая культурная нация как немцы обращается со своей историей. Впечатляющее доказательство того, что в новом тысячелетии общенациональная культурная политика стала необходимой. Федерализм в области культуры, предписываемый Основным законом, можно сохранить, он остается гарантом разносторонней, отвечающей высоким требованиям культурной жизни во всей Германии.

Литература

Германия – страна книг: ежегодно здесь издаются и переиздаются около 95.000 книг, благодаря чему она входит в число ведущих книжных наций. Почти 9.000 лицензий на издание немецких книг ежегодно продаются за рубеж. Каждой осенью издательский мир собирается в Германии на крупнейшее свое мероприятие – Международную Франкфуртскую книжную ярмарку. Рядом с ней прочно утвердилась менее крупная Лейпцигская книжная ярмарка, проходящая каждой весной.

Страсть к чтению у немцев не пропала – несмотря на Интернет и телевидение. Многое произошло за последнее время на литературной сцене. Правда, поколение ведущих послевоенных авторов, таких как Ханс Магнус Энценсбергер, Зигфрид Ленц, Криста Вольф и нобелевский лауреат в области литературы Гюнтер Грасс по-прежнему пользуется вниманием, однако в начале XXI века их книги не являются больше символом эстетической инновации.

Если после Второй мировой войны велись поиски моральных ответов, а после 1968 г. преобладал социальный анализ, то годы после падения Берлинской стены проходили под знаком массовой культуры, когда каждое мероприятие превращается в громкое событие, а писатель – в поп-звезду, до которой можно дотронуться. А сегодня? Что доминирует на германском книжном рынке? Повествовательные традиции на высоком уровне поддерживают такие писатели, как Стен Надольный, Уве Тимм, Ф. К. Делиус, Бригитте Кронауэр и Ральф Ротманн, которые заявили о себе еще до 90-х годов. Выстраданная современность, искусство как последнее прибежище для самоутверждения – вот куда устремил свой взор Бото Штраус. Если литература более молодого поколения авторов в 80-е и 90-е годы была воспринята не столь интенсивно, – за исключением международных бестселлеров «Парфюмер» Патрика Зюскинда или «Чтец» Бернхарда Шлинка – то после смены тысячелетий картина ощутимо изменилась. Сегодня появилось новое желание рассказывать, которым такие авторы, как Даниэль Кельманн, Томас Бруссиг, Катарина Хаккер, Юлия Франк или Илья Троянов заражают и немецких читателей. Последние читают сейчас «свою» литературу так активно, как никогда прежде. Тиражи романа «Измерения мира» Кельманна, который в 2006 г. был одной из самых продавемых в мире книг, или «Коллекционера миров» Троянова подтверждают это. В области детской и юношеской литературы одним из самых успешных авторов является Корнелия Функе («Чернильное сердце»). А Германская книжная премия обеспечивает повышенное внимание в стране и за рубежом. Бросается в глаза, что прежние границы между взыскательной и развлекательной литературой стираются. В оборот вошло понятие «новая читабельность». Прошли времена тесной связи между политикой и литературой. Томление по бунтам и своенравию правда осталось, но главное сейчас – аутентичность. Функции сместились, восприятие изменилось, так как отсутствуют не только писатели, представляющие честолюбивую в общественном плане литературу, но и читатели, которые хотят это читать.

Театр

За рубежом о немецком театре часто бытует мнение, что он громок и нарцистичен. Но это театр, за которым стоит система, приятно удивляющая весь мир. Даже в небольших городках имеются опера и балет, наряду с драматическим искусством; в целом существует ярко выраженный театральный ландшафт, густая сеть государственных и городских, передвижных и частных театров. Как отзвук студенческого движения 68-го года сформировалась, кроме того, новая широкая театральная сцена: независимые театры; знак того, что страсть к театру по-прежнему не угасла и хочет себя показать. В Германии много тратят на эту систему: душевного волнения, внимания и денег. Для многих это роскошь: ведь театр возвращает лишь 10-15 проц. затраченных на него средств. Частные театры также подключены к государственной системе субсидий, как например, знаменитый «Берлинер шаубюне», основанный режиссером Петером Штайном, который и вылепил его профиль. Эта система, похоже, уже давно достигла зенита своего развития. Она переживает трудную фазу, так как к искусству то и дело подходят с материальными мерками.

Петер Штайн долгое время считался уникальным явлением в немецком театре. В противоположность другим режиссерам он создал нечто такое, что распознается благодаря непрерывности повторяющихся мотивов, тем и авторов. Театр памяти с постановочным стилем, который предан тексту. Между нынешним новым поколением театральных деятелей и такими людьми, как Петер Штайн, Петер Цадек или Клаус Пейман, руководитель «Берлинер ансамбля», лежат целые миры. С помощью вокабуляра 68-го года, характерного для этих бунтарей, современный театр больше не понять. Такие понятия, как «просвещать», «поучать», «разоблачать», «вмешиваться» сегодня кажутся антикварными. Театр молодых не видит себя больше авангардом, он ищет свои формы выражения. После молодежной эйфории 90-х годов, связанной с такими именами, как Леандер Хаусманн, Штефан Бахманн и Томас Остермайер, наступила пауза, во время которой эти режиссеры стали руководителями театров.

Франк Касторф, известный как «разрушитель пьес», который разбирает и снова собирает тексты, вместе со своим театром «Берлинер фольксбюне» стал образцом такого поколения театральных деятелей. Кристоф Марталер и Кристоф Шлингензиф также символизируют изменившееся понятие театра, с помощью которого дается ответ на перемены после «холодной войны» и на приход глобального капитализма. Такие режиссеры, как Михаэль Тальмайер, Армин Петрас, Мартин Кузей, Рене Поллеш или Анетте Паульхофер создали постановочные формы, отдающие предпочтение стилю, а не содержанию; традиционное, близкое к тексту повествование им скорее чуждо. То, что определяло характер немецкого театра в течение 250 лет, – конфронтация с обществом – уступило место пестрому многообразию, что демонстрирует и ежегодный Берлинский театральный фестиваль. Однако театр никогда не существовал в отрыве от времени. Он призван создавать картины нашей жизни. И это работа, пробуждающая память, за что театр и субсидируется. В этом его общественная функция.

Музыка

Репутация немцев как музыкальной нации по-прежнему базируется на таких именах, как Бах, Бетховен и Брамс, как Гендель и Рихард Штраус. Студенты со всего мира устремляются в германские высшие музыкальные школы, любители музыки посещают фестивали: от Байройтского фестиваля музыки Вагнера до фестиваля современной музыки (Дней музыки) в Донауэшингене. В Германии насчитывается 80 музыкальных театров, финансируемых государством; среди них лидируют театры в Гамбурге, Берлине, Дрездене и Мюнхене, а также во Франкфурте-на-Майне и Лейпциге. В гонке за ежегодно присуждаемой критиками премией «Оперный театр года» в последнее время чаще всего побеждал Штутгарт. Руководимый британским дирижером, сэром Саймоном Рэттлом, Берлинский филармонический оркестр считается лучшим среди примерно 130 профессиональных оркестров в Германии. Франкфуртский «Ансамбль модерн» – один их основных моторов современного музыкального производства. Ежегодно здесь обрабатывают около 70 новых произведений, из них 20 исполняются впервые. Наряду с такими дирижерами-гигантами, как Курт Мазур или Кристоф Эшенбах среди более молодых особенно выделяются Инго Метцбахер и Кристиан Тилеманн. В кругу исполнителей одними из лучших в мире являются Вальтраут Майер (сопрано), Томас Квастхофф (баритон) и Сабине Майер (кларнет). Скрипачка Анне-Софи Муттер пользуется большим успехом и среди тех, кто не является любителем классики.

Пионер электронной музыки Карлхайнц Штокхаузен и его традиционалистский антипод, оперный композитор Ханс Вернер Хенце, с 50-х годов оказывали большое влияние на развитие современной музыки. Сегодня она представлена в богатом стилистическом многообразии: Хайнер Гёббельс объединяет музыку с театром, Хельмут Лахенманн доводит до экстремального инструментальные возможности выражения. Пример Вольфганга Рима говорит о том, что развитие музыки в сторону большей понятности снова кажется возможным. На другой стороне музыкального спектра уже многие годы пользуются успехом такие поп-певцы, как Херберт Грёнемайер со своими немецкими песнями, а также панк-рок-группа «Die Toten Hosen», хип-хоп-группа «Die fantastischen Vier» и «Tokio Hotel». В последние годы молодые исполнители, например Ксавьер Найду («Soehne Mannheims»), успешно обратились к таким американским стилевым направлениям, как соул и рэп. Успех берлинской группы «Wir sind Helden» вызвал появление новой волны молодых германских музыкальных групп. Учреждение «Академии поп-музыки» в Мангейме четко продемонстрировало также политическую волю сделать немецкую поп-музыку конкурентоспособной на международном уровне.

Кино

Незадолго до смены тысячелетий немецкое кино выдернул из зимней спячки взрывной фильм Тома Тиквера «Беги, Лола, беги» (1998). Пронизанная экспериментальным духом комедия о рыжей Лоле, о судьбе, любви и случайности отражает жизненные ощущения конца 90-х годов. Отчаянная гонка Лолы со временем, по Берлину, во всем мире была воспринята как метафора беспокойного духа эпохи. Благодаря этому фильму режиссер Том Тиквер и исполнительница главной роли Франка Потенте добились прорыва на международном уровне. В немецком кино начинается период подъема. Впервые после эпохи великого Райнера Вернера Фасбиндера (†1982) заграница вновь c интересом смотрит на немецкое кино, пользующееся международным успехом. В 2002 г. Каролине Линк получает «Оскара» за «Нигде в Африке», в 2007 г. его добивается Флориан Хенкель фон Доннерсмарк за свой первый фильм «Жизнь других». В том же году на Каннском кинофестивале приз за лучший сценарий и специальный приз достаются Фатиху Акину за фильм «На другой стороне». Германскую кинопремию сразу в шести категориях получила в 2007 г. экранизация бестселлера Патрика Зюскинда «Парфюмер» (режиссер Том Тиквер).

Если в начале нового тысячелетия неожиданный успех немецкому кино принесли комедии, например «Воспитатели» (2004) Ханса Вайнгартена, то в конце первого десятилетия в центре внимания оказывается серьезный жанр. Темы, однако, сохранились. Трагикомедия «Гудбай, Ленин» (Вольфганг Беккер, 2003) с успехом прошла почти в 70 странах, так как она показывает и крах социализма, а «Жизнь других» (2007) фон Доннерсмарка рассказывает о жизни и страданиях в ГДР, где все были под колпаком у «штази». Немецкие фильмы пользуются успехом, поскольку в рассказываемых ими «национальных» историях затрагиваются универсальные темы. Однако материал для своих историй создатели фильмов черпают из происходящего в их стране. С захватывающей дух силой Фатих Акин, гамбуржец турецкого происхождения, повествует о жизни турок в Германии. В своей увенчанной лаврами драме «Головой об стену» (2004), которая, кстати, получила Золотого медведя на «Берлинале», он жестко и точно, но без слезливости выносит на экран любовную историю турчанки и турка, проживающих в Германии. В 2007 г. в своей драме «На другой стороне» Акин рассказывает историю шести человек в Германии и Турции, которых связывает между собой жизненная судьба. Золотую «Лолу» в 2007 г. завоевала тюремная драма «Четыре минуты» Криса Крауса. За свою игру в этом фильме Моника Бляйбтрой получила Германскую кинопремию в номинации «Лучшая главная женская роль». Итак, у германского кинематографа хорошие перспективы.

Киноиндустрия 

Немецкое кино имеет сегодня такой успех, как редко когда до этого: в 2007 г. число немецких игровых фильмов, впервые вышедших на экран, было на 50 проц. выше, чем 5 лет тому назад. В первой половине 2008 г. доля немецкой кинопродукции на рынке  составила 33,9 проц. и была тем самым самой высокой начиная с 1992 г., т.е. с тех пор, как Федеральное агентство по содействию кинематографии (FFA) ведет такую статистику. Толчок развитию отрасли дал прежде всего Фонд содействия немецкому кино (DFFF ), инициированный в 2007 г. госминистром по делам культуры и СМИ Берндом Науманном. Ежегодно в его распоряжении находятся свыше 60 млн. евро, на сегодняшний день он выделил уже более 110 млн. евро на 179 проектов. Это привлекло в свою очередь частные инвестиции на сумму свыше 700 млн. евро. Поддержка оказывается не только немецким фильмам, но и совместным проектам с участием Германии.

Сердцем германской киноиндустрии является Studio Babelsberg в Потсдаме. Оснащенная самой современной техникой и расположенная всего в нескольких километрах от Берлина, она стала одним из важнейших кинопроизводственных центров в Европе. Наряду с Pinewood Shepperton в Лондоне и  Barrandov Studios в Праге она входит в A-список европейских киностудий. Все больше американских киногигантов, таких, как Warner Bros., United Artists или Sony Columbia принимают решения в пользу Бабельсберга. 2007 г. был для студии самым успешным с момента приватизации в 1992 г., оборот вырос в 5 раз, а прибыль - до 6 млн. евро. Кроме того, сделанный здесь совместный фильм «Ультиматум Борна» получил три «Оскара».

В Мюнхене, Гамбурге и Кёльне находятся другие центры германской киноиндустрии.  Имея годовой оборот в 250 млн. евро, группа Bavaria Film в Мюнхене относится к числу крупнейших в отрасли. И если в Бабельсберге делают ставку на кино, то Bavaria Film производит в основном телепродукцию. В Studio Hamburg создаются прежде всего теленовелы, шоу для широкой публики и телесериалы. В Кёльне производится треть германской телепродукции. Свыше 15.000 человек работают там в сфере аудиовизуальных медиа. По всей Германии в киноиндустрии  в качестве штатных работников трудятся около 35.000 человек.

«Берлинале» 

С 1951 г. в феврале ежегодно проходит Берлинский международный кинофестиваль. После Каннского фестиваля «Берлинале» – второй по значению кинофорум в мире и главная витрина немецкого кино. В течение двух недель в центре Берлина, вокруг Потсдамерплац, тесно переплетаются искусство, гламур, вечеринки и бизнес. Каждый год гостями фестиваля являются около 430.000 любителей кино и 19.000 профессионалов: кинозвезд, продюсеров, прокатчиков, закупщиков, финансистов и журналистов. Кульминацией каждого «Берлинале» является присуждение «медведей», главных призов фестиваля, международным жюри. За них борются фильмы со всего мира, чья мировая или европейская премьера проходит здесь. Наряду с конкурсным показом на «Берлинале» организуются детский кинопраздник, Форум немецкого кино и международный Форум молодого кино. Кроме того, проходит ретроспективный показ, посвященный творчеству какого-нибудь видного деятеля кино. Ежегодно демонстрируются около 400 фильмов. Выделяя 7 млн. евро, федерация берет на себя около 40% расходов; остальные покрываются за счет продажи билетов и спонсоров. С 2003 г. примерно 350 молодых талантов со всего мира приглашаются в Berlinale Talent Campus. Здесь речь идет об обмене опытом и идеями. Руководителем «Берлинале» является Дитер Косслик.

Изобразительное искусство

Начиная с 90-х годов живопись и фотография из Германии пользуются большим успехом в других странах. За рубежом новое германское чудо в области живописи известно под маркой «Young German Artists». Художники живут в Лейпциге, Берлине или Дрездене. Нео Раух – самый известный представитель «Новой лейпцигской школы». Для ее стиля характерен новый реализм, который – будучи далек от идеологии – вышел из недр старой «лейпцигской школы» гэдээровского искусства. На картинах изображены в основном невыразительные люди, которые, как кажется, ждут чего-то неопределенного. Это можно истолковывать как отражение ситуации в Германии в начале нового тысячелетия. Так называемый «дрезденский поп-арт», в том числе Томас Шайбитц, использует рекламу, теле- и видеоэстетику и играет эстетикой самоубеждения тем, что есть здесь и сейчас.

Музейный ландшафт Германии 

Многие пути ведут к искусству: в Германии посетителей приглашают 500 художественных музеев, как всемирно известные коллекции в крупных городах, так и молодые яркие музеи за пределами метрополий:


Кёльн/Дюссельдорф
Концентрированная мощь искусства на берегах Рейна: Музей Людвига (8000 м²) в Кёльне предлагает современное искусство и перспективные выставки. Кунстхалле Северного Рейна-Вестфалии в Дюссельдорфе сразу в двух зданиях выставляет значительные работы: от Пикассо до Бойса.

Бонн
Музейная миля: рядом с Музеем истории ФРГ находится Художественный музей Федеративной Республики, в котором регулярно проходят выставки международного значения.

Франкфурт
Банковская метрополия и центр искусства: Музей Штеделя и Либигхаус на музейной набережной предлагают прежде всего живопись и скульптуру прошлого. В Музее современного искусства экспонаты представлены в обрамлении остроугольной архитектуры Ханса Холляйна.

Штутгарт
Сочетание старого и нового: Государственная галерея Штутгарта, основанная в XIX веке, привлекает внимание дополнительным зданием архитектора Джеймса Стирлинга. Музей предлагает обзор работ от позднего средневековья до классического модерна.


Гамбург
Центр искусства на севере: с 1997 г. гамбургский Кунстхалле, здание которого в форме простого белого куба спроектировал Освальд Матиас Унгерс, предлагает обширную коллекцию современного искусства. В «Галерее современности» крупные экспозиции отдельных художников сменяются выставками художественных направлений.

Берлин
Столица искусств: берлинский «Остров музеев» объединяет целый ряд коллекций мирового значения, посвященных искусству, культуре и археологии, в рамках исторической архитектуры. Современное искусство представлено, в частности, в Новой национальной галерее, на Гамбургском вокзале, в Музее Берггрюна и в Берлинской галерее.


Дрезден
От Рафаэля до Рихтера: Картинная галерея Старых мастеров в Цвингере демонстрирует основные произведения итальянского ренессанса. Галерея Новых мастеров предлагает крупнейшее в мире собрание работ Герхарда Рихтера и является одним из важнейших германских музеев современного искусства.


Мюнхен
Ареал искусства в баварской столице: открытая в 2002 г. Пинакотека современности вместе с коллекциями Старой и Новой пинакотеки, собраниями античности, Глиптотекой и Городской галерей в «Ленбаххаусе» образует уникальный музейный квартал.

Для большинства молодых художников разбор темы национал-социализма, что имеет место в произведениях Ханса Хаакке, Анзельма Кифера и Йозефа Бойса, – дело прошлого. В искусстве начинают проступать «новая внутренняя жизнь» и обращение к сталкивающимся мирам опыта: в произведениях Джонатана Меезе и Андре Бутцера отражаются депрессия и навязчивые состояния; они считаются представителями «невротического реализма». Франц Аккерманн с помощью своих «Mental Maps» тематизирует мир как глобальную деревню и указывает на катастрофы, скрывающиеся за его фасадом. Тино Зегхал, чье искусство существует только в момент перформанса и не может быть зафиксированным, ищет новые формы производства и коммуникации за пределами рыночной экономики.

Свидетельством интереса, проявляемого в Германии к искусству, служит проводимая каждые пять лет в Касселе documenta(Она была основана по инициативе художника Арнольда Боде и впервые прошла в 1955 г. Выставка, проходящая каждые 5 лет в течение 100 дней, быстро добилась мирового успеха. 13-я по счету documenta пройдет в 2012 г.), ведущая в мире выставка современного искусства. В отличие от изобразительного искусства, значение которого подчеркивается волной появления новых частных музеев, фотографии в Германии долго пришлось бороться за признание в качестве самостоятельной формы искусства. Пионером 70-х годов считается Катарина Зивердинг, которая в своих автопортретах исследует границы между индивидуумом и обществом.

В 90-е годы прорыв был достигнут благодаря успеху трех учеников семейной пары фотографов Бернда и Хиллы Бехер из Дюссельдорфской академии художеств: Томас Штрут, Андреас Гурски и Томас Руфф инсценируют в своих работах глянцевую реальность с двойным дном и оказывают такое большое стилеобразующее влияние, что за рубежом их коротко называют «Struffsky».

СМИ

Германия считается страной книг, глубоких мыслей и требовательных в плане содержания СМИ. Однако Германия стала также страной диджеев и мыльных опер. Музыка и телесериалы, блокбастеры в кино и бульварная пресса занимают такое же важное место в рамках поп-культуры в Германии, как в других странах – наряду с немецкой высокой культурой, связанной с литературой, театром и оперой.

Разумеется, в Германии имеются свои медийные особенности. Сюда относится подчеркивание суверенитета земель в области культуры и телерадиовещания или параллельное существование публично-правовых и частных СМИ, что характерно далеко не для всех стран. Что касается свободы печати и свободы слова, то здесь у Германии хорошие позиции по сравнению с другими странами. Плюрализм мнений обеспечен, плюрализм информации налицо. Печать не находится в руках правительств или партий, она находится скорее в руках представителей общества. Вот уже более полувека свобода печати и свобода слова в Германии охраняются конституцией. Конституционное понимание свободы печати отражает статья 5 Основного закона: «Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. (...) Цензуры не существует».

В целом структура германских СМИ объясняется специфическими условиями, существовавшими в недавней германской истории. Во-первых, прошедшие века были для страны чрезвычайно беспокойными. Многие мыслительные импульсы, давшие толчок общественным изменениям, имеют германское происхождение или имели место здесь. Просвещение, коммунизм, модерн. Все эти пертурбации с разрывом в менее чем 30 лет – демократизация, Первая мировая война, Веймарская республика, «Третий рейх» и Вторая мировая война, конфликт между Востоком и Западом и «холодная война», студенческие бунты и воссоединение Германии – всегда были увязаны и с медийным аспектом и были бы даже немыслимы без возникших в XIX веке средств массовой информации. Свобода мысли и равноправие распространялись через книги и актуальную прессу.

Печать

Наряду с книгой вот уже 500 лет существуют газета и журнал, СМИ, которые в плане содержания, формы и распространения постоянно, правда, модернизировались, однако по своей основной структуре – несмотря на появление все новых СМИ – остались сравнительно такими же. Как и прежде печать – это глубокий анализ и раскрытие подоплеки, определение тем и оценка. Вместе с частичным распылением прочных идеологических убеждений в германском обществе в рамках традиционного спектра «левый-правый» частично исчезла и однозначная политическая направленность прессы. Для германского газетного рынка характерны большое разнообразие названий и региональная дифференциация. Наряду с 333 местными ежедневными газетами существуют 10 надрегиональных, 10 высококачественных газет и 9 таких, которые можно отнести скорее к категории бульварных. Среди последних выдающуюся роль играет влиятельная «Бильд» (Axel-Springer-Verlag), имеющая тираж около 4 млн. экземпляров и являющаяся единственной надрегиональной бульварной газетой. Совокупный тираж всех почти 350 германских ежедневных газет составляет около 24 млн. экземпляров.

Однако с финансированием классической ежедневной прессы дела обстоят сложно. Молодое поколение читает меньше газет, доходы от рекламы сокращаются, за информацией обращаются все больше к Интернету, который сегодня почти среди всех возрастных групп стал ведущим СМИ. Почти две трети всех немцев сегодня подключены «online» – это 48,7 млн. человек в возрасте старше 10 лет. Несмотря на это на каждого третьего взрослого немца приходится один проданный экземпляр газеты, число читателей еще больше. Некоторые газеты в политическом и культурном планах считаются весьма влиятельными, например, такие высококачественные надрегиональные газеты, как «Франкфуртер альгемайне», «Зюддойче цайтунг» или богатый традициями еженедельник «Цайт».

Наряду с традиционными журналами для широкой публики появляется все больше журналов по интересам. Почти 2300 журналов, предназначенных для широкой публики, имеют совокупный тираж более 120 млн. экземпляров. К популярнейшим журналам относятся «Штерн», «Фокус» и «Шпигель», которые являются активной стороной в общественной дискуссии или сами уже были темой важных дебатов. По своему большому влиянию в долгосрочном плане выделяется, пожалуй, политический журнал «Шпигель». Крупнейшими издательствами, выпускающими журналы для широкой публики, являются Heinrich-Bauer-Verlag, Axel-Springer-Verlag, Burda и Gruner+Jahr из концерна Bertelsmann. Springer и Bertelsmann – это одновременно медийные предприятия, которые благодаря обладанию успешно действующими радио- и телекомпаниями, а также интернет-бизнесу имеют миллиардные обороты и уже вызвали дискуссию по поводу концентрации в своих руках СМИ и возможностей влияния на общественное мнение с помощью самых различных СМИ.

Интернет и контент, создаваемый пользователями

Медийный ландшафт в Германии, как и в большинстве других стран, стоит перед лицом основополагающих вызовов, обусловленных наличием Интернета и мобильной коммуникации. С одной стороны, реальностью в техническом плане стала так называемая конвергенция. Это значит, что в одном приборе или на одной платформе объединены телефония, Интернет, видео, музыка и ТВ. С другой – размываются границы между персонифицированной и массовой коммуникацией, т.е между коммуникацией, нацеленной на конкретного индивидуума и на всех. Пока еще традиционные, профессионально сделанные продукты печати, радио и ТВ определяют основную часть привлекательного медийного контента. Но прежде всего более молодое поколение все больше пользуется Community-коммуникацией, например блогами, выступающими в роли альтернативных источников информации. По данным «Deutsche Blogcharts», самыми популярными блог-ресурсами в Германии являются сайты Basicthinking.de, bildblog.de (ресурс, критически относящийся к газете «Бильд») и spreeblick.com. Сегодня большинство активных блог-пользователей заявляют даже, что для них эти источники более надежны, чем обычные СМИ. В результате во многих германских медийных компаниях рождаются предложения, объединяющие в нечто совершенно новое высокопрофессиональную традиционную редакционную деятельность с контентом, создаваемым пользователями. В лучшем случае таким образом сохраняются профессиональные стандарты германских СМИ, которые сочетаются с «демократическими» и спонтанными элементами медийного производства, исходящего от самой публики. В рамках понятия «Цифровая Германия» не только меняется коммуникационный ландшафт, но и более тесно увязываются с современными тенденциями участие в политической жизни, культура и затронутая цифровизацией экономика страны.

Радио и телевидение

Богатство германского медийного ландшафта дополняют радио и телевидение. Родившись в 20-е годы (радио) или в 50-е годы (телевидение) в качестве публично-правовых программ, в конце 80-х они образовали пестрый спектр дуальной системы, состоящей из публично-правовых и частных телерадиокомпаний. Сегодня между собой конкурируют около 460 радиостанций, имеющих в основном местный или региональных характер. Наряду с 75 публично-правовыми радиокомпаниями существуют почти 385 коммерческих. В целом в своей истории радио пережило изменение своих функций. С появлением телевидения оно стало скорее параллельным СМИ и по показателям пользования стоит на уровне ТВ.

Телевидение подразделяется на публично-правовое и частное, надрегиональное и региональное, полно-программное и тематическое. По мировым и европейским меркам Германия имеет одни из крупнейших публично-правовых (ARD и ZDF) и частных (RTL, Sat1, Pro-Sieben) телерадиокомпаний. В зависимости от технической платформы (наземной, спутниковой, кабельной, широкополосной, мобильной) и от системы приема – аналоговой или цифровой – можно принимать свыше 20 публично-правовых телепрограмм, в том числе два главных общенациональных канала ARD и ZDF и региональные программы, транслируемые по всей стране, например WDR, MDR, BR, а также специализированные программы, например информационно-документальный канал Phoenix или детский канал KIKA. Кроме того, имеются три интернациональных ресурса: Deutsche Welle, вещающая на заграницу, германо-французский канал arte и германо-австрийско-швейцарский культурный канал 3sat. Цифровая стратегия ARD и ZDF нацелена также на развитие независимого от времени ТВ (медиатека) и новых предложений в режиме онлайн и в сфере мобильной связи. При этом всегда возникает угроза конфликта с «частниками», которые опасаются перекосов в конкуренции из-за сильного рыночного влияния «субсидируемых» компаний.

Впереди – вчера и сегодня 

Почитаемые классики, смелые визионеры: в истории немецкого искусства и культуры было много женщин и мужчин, создавших нечто экстраординарное. Многие из них известны далеко за пределами страны:

Иоганн Себастьян Бах
Барочная церковная музыка: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) поднял на новую высоту строгое «искусство фуги», создал свыше 200 кантат и ораторий.

Фридрих Шиллер
Борец за свободу: Театр был страстью Фридриха Шиллера (1759–1805). Автор «Разбойников» и «Вильгельма Телля» первым вывел политику на сцену.

Томас Манн
Мастер романа и новеллы: за семейную сагу «Будденброки» Томас Манн (1875–1955) получил Нобелевскую премию по литературе.

Альбрехт Дюрер
Художник немецкого ренессанса: Альбрехт Дюрер (1471–1528) революционизировал технику резьбы по дереву и гравюры на меди.

Йозеф Бойс
Автор «расширенного понятия искусства»: «Каждый человек – художник», – так звучит его самая знаменитая фраза. Йозеф Бойс (1921–1986) привлекал внимание акционистским и «экоискусством».

Людвиг ван Бетховен
Предтеча романтизма: Людвиг ван Бетховен (1770–1827) при строгом соблюдении форм привнес в музыку совершенно новое индивидуальное выражение и восприятие.

Иоганн Вольфганг Гёте
Поэт, драматург, ученый: Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832) считается «универсальным гением» и классиком немецкой литературы.

Анне-Софи Муттер
Скрипачка-виртуоз: Анне-Софи Муттер (род. в 1963 г.) – мировая звезда классической музыки. С ранних пор ей помогал Караян. Она считается экспертом по Моцарту.

Вим Вендерс
Мастер спокойных кадров: неоднократно премированный режиссер (род. в 1945 г.) снял, в частности, фильмы «Париж, Техас» и «Небо над Берлином».

Пина Бауш
Создательница современного балета: Пина Бауш (род. в 1940 г.) изобрела новый язык тела для танца.

Гюнтер Грасс
Автор «Жестяного барабана»: нобелевский лауреат в области литературы (род. в 1927 г.) как никто другой перерабатывает историю в литературу. В 2006 г. стало известно, что он служил в войсках СС, когда ему было 17 лет.

Бернд и Хилла Бехер
Фотографы как художники-концептуалисты: с помощью архитектурной фотографии они создают художественную форму документалистики и оказывают влияние на молодое поколение немецких фотохудожников.

Герхард Рихтер
Самый дорогой из живущих ныне художников: Герхард Рихтер (род. в 1932 г.) то и дело удивляет новой техникой и темами. Палитра его творчества: от фотореализма до абстракции.

Карлхайнц Штокхаузен
Сочинитель сериальной и электронной музыки: Карлхайнц Штокхаузен (1928 – 2007) – один из самых значительных композиторов современности.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 6
IRC: 5
Jabber: 1
( состояние на 08:14 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет