Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Улица Преображенская (Энгельса)

Протоиерей Александр Балыбердин
Первая публикация статьи на сайте «Наша Вятка» в 2004 г.
Новая редакция статьи специально для сайта «Страна Вятская». 4 июля 2009 г.

Улица Преображенская – ровесница губернской Вятки. На карте города впервые она появилась в 1784 г. после введения в нем современной планировки. Долгое время Преображенская оставалась в тени своей «старшей сестры» - улицы Московской, западный конец которой, в районе Хлебной (Театральной) площади был застроен каменными особняками уже в конце XVIII века. На улице Преображенской в эти годы только-только начиналось каменное строительство. Причем застройка велась хаотично и вяло.

Одним из первых построил здесь в 1795-98 гг. каменный двухэтажный дом секретарь земского суда С.Я.Шубников (№ 35), и сразу же, пока отделка дома еще не была закончена, поспешил продать его городской почтовой конторе, которая квартировала в нем целых шесть десятилетий. Вслед за ним около 1805 года в конце Преображенской улицы построил свой каменный дом купец Александр Пыхтеев (№46). Прошло несколько лет, и «хлебный олигарх» купец Яков Гусев воздвиг свой дом в начале Преображенской улицы, с видом на главную городскую площадь (№2). И вдруг – остановка почти на сорок лет, в течение которых один только чиновник Свешников отважился возвести себе дом (№ 30) в середине улицы, дошедший до нас уже в перестроенном виде. Все это время Преображенская продолжала оставаться деревянной и одноэтажной.


Дом К.Циолковского на ул.Преображенской

Бум каменного строительства докатился до нее только в середине XIX века. Но зато каждый из построенных в эти годы домов связан с памятью замечательных людей, многие из которых оставили свой след не только в истории Вятской земли, но всего нашего Отечества. В доме №15 с 1861 по 1869 гг. размещалась первая вятская фотография Е.И.Лихова. В доме №16 провёл свои детские годы Константин Циолковский. В доме №20 в разные годы проживали духовный композитор и ключарь Троицкого кафедрального собора священник Арсений Попов, художник Аркадий Рылов и археолог Борис Фармаковский, открывший миру античный город Ольвию. В доме №25-а провёл свои последние годы «патриарх вятского краеведения» Н.А.Спасский, под руководством которого губернский Статистический комитет выпустил тридцать шесть «Календарей и памятных книжек Вятской губернии». В доме №46 жил архитектор В.М. Дружинин, среди творений которого – величественный Троицкий собор г. Уржума.

Особенно ожила Преображенская в начале XX века. Причиной тому стало строительство нового железнодорожного вокзала «Вятка» (станция «Киров-Котласский»), который принял первых пассажиров 21 октября 1897 года. Преображенская улица была продолжена до здания вокзала и отныне была уже не просто одной из второстепенных улиц, но приобрела самостоятельное значение. В 1900 г. богатый вятский предприниматель А.П.Долгушин воздвиг в начале Преображенской свой особняк с мезонином, интерьеры второго этажа которого были искусно расписаны артелью Н.Г.Джмухадзе. В конце улицы, в квартале между Спенчинской (К.Либкнехта) и Всехсвятской (Дерендяева) дворянин М.А.Лихачев возвел особняк (ныне дом ЦНТИ), который в 1913 г. известный вятский купец Т.Ф.Булычев приобрел для своего сына Николая, также предпринимателя и старосты Александро-Невского собора. В 1904 г. на углу с улицей Царевской (Свободы) было построено здание Родовспомогательного отделения губернской больницы. Оно удивительно перекликается с домом Ф.Л.Ездакова, построенным в 1906 г. на углу с Никитской (Володарского). В 1914 году для Начального училища в этом квартале возводится еще один дом в стиле «модерн» (№32). Как изменилась улица Преображенская за каких-то 10-15 лет! И все же главная ее загадка связана не с вятскими купцами или учеными, пусть даже мирового значения, но со скромной монашеской обителью, дорогой в которую служила и служит эта улица от начала своего бытия. О ней наш особый рассказ.


Преображенский монастырь г.Вятки

Если внимательно вглядеться в старые фотографии, нетрудно заметить, что, размышляя над первым планом губернской Вятки, его авторы старались не просто проложить улицы мимо церквей и соборов, а увенчать ими городские перспективы, чтобы дорога вела именно «к храму», а не просто «мимо» него. Так, перспективу Московской улицы венчал Свято-Троицкий кафедральный собор, перспективу Казанской улицы - собор Александра Невского, перспективу Пятницкой улицы - Пятницкая церковь, скрывавшаяся за зеленью Александровского сада. К числу этих улиц принадлежит и Преображенская, в перспективе которой в те годы была видна не облупившаяся ограда стадиона «Динамо», а построенный в 1870-1883 гг. западный корпус Преображенского Новодевичьего монастыря с церковью во имя иконы Божией Матери «Утоли скорби и печали». Преображенская улица – та, что ведет к Преображенскому монастырю. Но все не так просто, как кажется. Этот монастырь хранит немало загадок.


Царь Михаил Феодорович Романов

Изданные в 1887 году в г.Москве «Материалы по истории города XVII – XVIII столетий» сообщают, что Преображенский монастырь был «построен по данной грамоте при царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Руси» в 7132 году от Сотворения мира – 1624 году от Рождества Христова. В писцовых книгах древнего Хлынова он впервые упоминается под 1628 г.: «Да на посаде ж в остроге Новодевич монастырь, а в нем церковь теплая с трапезою Благовещение Пресвятой Богородицы, а церковь в церкви Божие милосердие, образы и книги и ризы и колокола – строение все государево; да на монастыре же келья игуменьи, 10 келей старицких, а игуменья с сестрами питаютца государевым жалованьем денежною ругою». Обратим внимание, что монастырь здесь еще не называется Преображенским, а только Новодевичьим. Также сказано, что своим возникновением первая женская монашеская обитель на Вятской земле обязана лично царю Михаилу Федоровичу, на средства которого она была построена и содержалась. Государь пожертвовал вятской обители образ своего небесного покровителя преподобного Михаила Малеина (+962 г.). Конечно, этот случай не был уникальным. И все же это был знак особого расположения царя. И хотя, документальных свидетельств о том не сохранилось, но мы дерзаем предположить, что могла существовать какая-то связь между основанием в Хлынове первой девичьей обители и удивительно совпавшим с ним по времени событием в личной жизни царя Михаила Феодоровича.


Смотрины невест

Как известно, будущий государь родился в июне 1596 года. Когда же ему исполнилось 20 лет, решено было его женить. В результате «смотра невест» выбор пал на Марию Хлопову, дочь дворянина из подмосковной Коломны, которая была не только хороша собой, но и сумела вызвать ответное чувство в сердце молодого государя. Мария была наречена царской невестой и с новым именем Анастасии в начале 1617 года была перевезена в царский дворец. Ей было велено оказывать почести, как царице, а имя поминать за богослужениями во всех российских церквях. Государь горячо полюбил свою невесту, и потому приблизил к себе и ее родственников, особенно, дядю Гавриилу Васильевича Хлопова. Дело шло к царской свадьбе. Но Мария вдруг внезапно заболела. И хотя она вскоре совершенно поправилась, боярин М.М.Салтыков смог убедить царицу Марфу, матушку государя, в неизлечимости ее болезни. Дело приняло государственный оборот – после всех ужасов Смутного времени Россия не могла вновь остаться без наследника престола. Тогда боярская дума объявила, что «царская невеста к государевой радости не прочна» и несчастная Мария, проведя в царском дворце около двух месяцев, вместе с бабкой, теткой и двумя дядями, была выслана в Тобольск.


Патриарх Филарет, отец царя Михаила

Тем временем 10 июня 1619 года вернулся из польского плена родитель царя Михаила Феодоровича, силой постриженный в монашество с именем Филарета. Спустя две недели он был торжественно поставлен в Московские Патриархи и стал полноправным соправителем молодого царя. Все это время царские родственники вели переговоры о браке Михаила с иностранными принцессами или предлагали ему выбрать невесту из русских девиц, но царь твердо отвечал: «Обручена мне царица, кроме ее не хочу взять иную». Опасаясь, как бы чего недоброго не случилось с царской невестой, Марию Хлопову перевели из далекого Тобольска поближе – сначала в Верхотурье, а затем – в Нижний Новгород. Видя, что сын всей душой полюбил свою избранницу, патриарх Филарет в сентябре 1623 года распорядился провести дознание о болезни Марии. Для этого в Нижний Новогород был послан боярин Ф.И.Шереметьев. Кроме того, в Москве царь и патриарх лично допросили придворных докторов. Обман был раскрыт. Салтыковы подверглись опале и были высланы из Москвы. Однако царю не пришлось привести в исполнение свое желание, так как мать его, старица Марфа Ивановна, объявила, что не быть ей в царстве перед сыном, если Хлопова будет царицей. Михаил Федорович не хотел идти против воли матери.


Инокиня Марфа, мать царя Михаила

1 ноября 1623 года в Нижний Новгород была послана царская грамота, повелевающая отцу невесты Ивану Хлопову ехать в его коломенскую вотчину, а его дочери Марии Ивановне с бабкой и дядями оставаться в Нижнем Новгороде. Для проживания им был выделен двор Кузьмы Минина, а содержания велено давать «вдвое против прежнего». Сам же царь Михаил Феодорович, уступив властной матери, в 1624 году женился на Марии Долгорукой. Но спустя всего три месяца после свадьбы молодая супруга внезапно заболела и умерла. Несомненно, для православного человека, это был знак свыше. Это была своего рода «расплата» за преданную любовь, и этот грех необходимо было загладить покаянием. Именно в это время и был издан царский указ об основании в г.Хлынове Новодевичьего монастыря, который государь брал на свое содержание.


Царская невеста Мария Хлопова

В 1626 году царь Михаил Феодорович вступил во второй брак с Евдокией Стрешневой, в котором родились десять детей, и среди них – сын Алексей, будущий государь. Мария Хлопова прожила в Нижнем Новгороде еще долгих десять лет и весной 1633 года мирно отошла ко Господу. И может быть ее история не так известна миру, как повесть о Ромео и Джульетте, но она не менее печальна и также достойна нашего внимания. А ключом к ней послужило название улицы Преображенской.

Когда мы произносим слово «монастырь», то представляем, как правило, храмы и башни, монастырскую стену и сад. Таким монастырь видится нам из города, по эту сторону ограды. Но для живущих в нем монастырь – это, прежде всего, молитва и послушание, а также человеческие судьбы. Не будем забывать об этом.

Основание первого девичьего монастыря на Вятке неразрывно связано с его первой настоятельницей игуменьей Евфимией Силуяновой. Г.А.Мохова сообщает, что будущая наставница первых вятских инокинь родилась около 1587 года и, достигнув совершеннолетия, вышла замуж за Савву Толмачева, в браке с которым у нее родился сын Иван. Судя по тому, что писцовые книги XVII века называют Толмачевыми только потомков Ивана Савича, можно предположить, что основатель этого рода – Савва Толмачев не был коренным хлыновцем. На это указывает и его фамилия, произошедшая от прозвища «толмач», то есть толкователь, переводчик с другого языка. Наш современник Олег Толмачев, детально изучив историю своего рода, утверждает, что его родиной является Латгалия (восточная Латвия), вошедшая в 1561 году в состав Речи Посполитой. Если это так, то, возможно, появление Толмачевых в Хлынове как-то связано с Ливонской войной или Смутным временем.

Судя по тому, что Дозорная книга 1615 года ничего не сообщает о Савве Толмачеве, можно предположить, что Евфимия овдовела, когда ей не было еще и 30 лет. Остаться одной в большом городе, с маленьким сыном на руках – и сегодня эта судьба способна испугать любую женщину. Мы не знаем, кто именно и каким образом расположил ее к мысли принять монашеский постриг? Но что очевидно – эта мысль пришла в те годы, когда в Хлынове набирал силу первый мужской монастырь, основанный в 1580 году преподобным Трифоном Вятским. Подражая ему, подвижники стали основывать мужские обители и пустыни в других городах и селах. После кончины преп. Трифона, последовавшей в октябре 1612 года, его подвижнические труды в Хлынове продолжил святой блаженный Прокопий (+1628), который особенно любил молиться в Пятницкой церкви. Именно здесь в Пятницкой слободке, за северной стеной Хлыновского кремля находился дом игумении Евфимии, с которого в 1624 году началась первая женская обитель на Вятке. Скорее всего, к этому моменту здесь уже существовала небольшая монашеская община, которая теперь, благодаря царскому указу, получила государственное и церковное признание.

Монастырь быстро рос. В 1628 году в нем было уже 10 келий и церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда-то со строительства точно такого же храма начинал создание мужского монастыря и преп. Трифон. Окреп и Иван Толмачев – обзавелся домом в Трапицыном переулке, женился, родил первенца Даниила, завел мельницы на реках Плоской и Микуличанке. Писцовая книга 1628 года называет его «таможенным дьячком». Но со временем, следуя примеру своей матери, и он выбрал путь церковного служения – в Писцовой книге 1646 года Иван Савич Толмачев записан «церковным дьячком», а его старший сын Даниил - пономарем. Пройдут годы, и старший сын продолжит династию отца – будет рукоположен в священный сан и назначен настоятелем соседней Сретенской церкви. У него родятся дети Нефед (род.1661) и Алексея (род.1664) – правнуки Евфимии. Два других сына Ивана – Степан и Дмитрий – также подарят ей правнуков. Род Толмачевых укоренится в Хлынове. Самый младший из правнуков – Григорий Дмитриевич Толмачев (род.1676) пройдет путь от «сына подьячего» до «отца купца и заводчика Ивана Григорьевича Толмачева». Именно его сын И.Г.Толмачев построит на углу Хлебной площади и Владимирской улицы большой родовой дом, который горожане будут величать «каменными палатами Толмачева». В 1863 году этот дом будет куплен у потомков купцом Я.А.Прозоровым и передан городскому обществу для устройства в нем богадельни – приюта для одиноких пожилых людей. С 1895 г. ее сменит приют для детей бедняков, который затем будет преобразован в начальную школу. С 1899 года в доме также разместятся водонапорная башня и пожарная каланча, а в 1939 году, после постройки здания Драматического театра, «палаты Толмачева» снесут. Теперь на их месте – небольшой сквер, в котором со временем должен появиться памятник Ф.И.Шаляпину. Вот только сам Шаляпин к этому месту не имеет никакого отношения. Так же как Энгельс не имеет никакого отношения к улице Преображенской.


"Палаты" И.Г.Толмачева в Вятке

Но мы вернемся к монастырю, который переписи г.Хлынова весь XVII век упорно величают Новодевичьим. Так в Писцовой книге 1646 года читаем: «Да в Хлынове ж на посаде монастырь Новодевич, а в монастыре церковь Боголепное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, да в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, другая церковь Сретения Пресвятой Богородицы иконы Владимирской, да в приделе святого мученика Христофора, да в приделе же святого мученика Ивана Белоградского, да на монастыре кельи: в келье черный поп Варламей, в келии игуменья Евфимия Силуянова, да в том же монастыре 13 келий, а тех кельях 85 стариц…». В том же 1646 году в монастыре началось строительство деревянного храма во имя преподобного Алексия человека Божия – небесного покровителя нового царя Алексея Михайловича Романова. В 1654 году ветхая Преображенская церковь была разобрана и на ее месте построен новый деревянный Преображенский храм с приделами Благовещения Пресвятой Богородицы и преп. Михаила Малеина. В грамоте «игуменьи Евфимии с сестрами» патриарх Никон по-прежнему называет монастырь Новодевичьим.

Как известно, в XVII веке Хлынов не раз страдал от пожаров, но по милости Божией они обходили стороной монастырь, ставший домом для немощных и одиноких жительниц города. И все же 3 августа 1679 года и в Новодевичий монастырь пришел большой городской пожар. Мы не знаем, была ли жива к этому времени игумения Евфимия, но на глазах у насельниц обители в течение нескольких часов погибло все, что создавалось десятилетиями. Но нет худа без добра – тот страшный пожар словно расчистил место под большую строительную площадку, в которую вскоре превратился весь Хлынов. Каменное строительство началось с Троицкого кафедрального собора и храмов в центральной части города. Потребовались годы, чтобы вятские каменщики в совершенстве овладели новым для них мастерством. И вот в 1695 году хлыновский купец Илья Андреевич Гостев взялся за строительство в Новодевичьем монастыре каменного храма. Храм получился на загляденье! И замечателен он тем, что возведен именно той самой первой вятской артелью «Ивана Никонова, Тихона Чернядева, Михайло Старкова и Исака Москвитинова».


Преображенский храм сегодня

Но и после этого монастырь не стал называться Преображенским, так как поостренный на средства купца Ильи Гостева его главный каменный рам был освящен в честь святого Илии Пророка, а Преображенский стал всего лишь его приделом. Перепись 1717 года снова называет монастырь «Девичьим». В том году помимо игумении Варвары в нем проживало еще 76 насельниц, и среди них – Дарья 102 лет, Анна 100 лет и еще до десяти монахинь в возрасте старше 80 лет, которые могли помнить, как начиналась первая девичья обитель на Вятке. Наконец в 1769 году указом вятского архиерея было предписано переименовать главную каменную церковь монастыря в честь Преображения Господня, а святому Илии Пророку посвятить придел. Тогда-то монастырь и стал Преображенским, а с 1784 года это название было усвоено и ведущей к нему улице.

Последующая история Преображенского монастыря знает немало радостных и трагических событий. Возможно, самыми горестными стали 1736-37 гг., когда 55 монахинь были расстрижены и выселены из обители, как посвященные в монашеский сан после Петровского указа 1723 года, запрещающего иноческое пострижение. К 1747 году в монастыре осталось всего 28 насельниц. Но в следующем XIX веке Бог вознаградил вятскую обитель за верность и терпение. Новый расцвет монастыря связан с именем игумении Емерентианы (1811 – 1889), которая посвятила обители шестьдесят лет своей жизни. При ней монастырь умножился числом и приобрел современный облик. В нем были возведены новые храмы, устроена трапезная для немощных стариц, открыта бесплатная школа для бедных девушек, созданы мастерские – золотошвейные, иконописные, столярные, резьбы, золочения и башмачного шитья.

23 февраля 1918 г. решением президиума Кировского горсовета Преображенской улице было присвоено имя Ф. Энгельса. Преображенский монастырь был закрыт и спрятан за стадион «Динамо», а его здания переданы под жилье и городские конторы. С 2000 года в истории обители начался новый этап. Ныне она восстанавливается, и с каждым годом все больше горожан открывают для себя здесь родную историю и святое Православие.


Источник: www.vstrana.ru
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 7
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 01:32 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет