Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Система подземных ходов Вятки. Часть 3

Подземелья женского монастыря

В 1624 году был основан Новодевичий Спасо-Преображенский монастырь. Он располагался в северной части Вятского кремля и должен был защищать город с севера. Сохранилась древнейшая Спасо-Преображенская церковь монастыря, построенная и освященная ещё в 1696 году. Её заказчиками была группа именитых посадских людей, материально поддержавших "этот захудалый монастырёк".

После революции весь комплекс монастыря остался цел, но церковные главки с крестами были повалены наземь, а с фасадов была срублена вся "атрибутика" христианства. Уникальнейшие росписи были закрашены масляной краской, а залы церкви были превращены в спортивные залы, и монастырь стал называться Домом физкультурников. Монашек разогнали, и сестры разбрелись кто куда. В Спасо-Преображенскую церковь и освободившиеся монастырские кельи были заселены комсомольцы и рабочая молодёжь. Так безгрешный дом превратился в грешную "малосемейку". Многие уже достигли пенсионного возраста, но до сих пор продолжают жить в монастырских коммуналках, окончательно утратив надежду получить от государства благоустроенное жильё.

Монастырские старожилы рассказали множество случаев, свидетельствующих о существовании подземных ходов. Вот некоторые из них:

А.М. Климовская сама ходила в 1932 году по подземному ходу из Девичьей церкви женского монастыря. Ход вёл в сторону Трифонова монастыря, через 20 метров она натолкнулась на небольшой обвал, незначительно сужающий проход, и вернулась обратно. Ей также известно, -что между монастырями под землёй есть залы, и что со становлением Советской власти церковники по подземному ходу вынесли туда книги и другие церковные ценности.

Е.Я. Морозов рассказывает, что в 1935-1936 годах со стороны южного фасада женского монастыря осыпалась земля, и был обнаружен подземный ход. Он видел, как в него лазили ребята постарше. По их рассказам, ход имел каменные своды, крупных повреждений не имел и вёл в направлении Трифонова мужского монастыря. Размеры хода позволяли двигаться по нему почти в полный рост. Под землёй было пройдено метров 150-200 в южном направлении до завала. В нишах хода найдено много костей.

Ф.М. Пьянкова рассказывает о том, что в 1941-1942 годах около здания Девичьего монастыря осыпалась земля и образовался провал глубиной 3 метра. Оттуда шёл ход, имеющий ответвления. Ход был каменный, остальные участки хода повреждены не были. В ходе были найдены кости и обнаружена дверь с большим замком.

Из рассказа Н.И. Вотинцевой стало известно, что в 1940-1945 годах в здании женского монастыря находилась 23-я школа, и её учениками был обнаружен подземный ход, имеющий несколько ответвлений, сообщающихся с помещениями под землёй. Она объяснила, что эти помещения служили для наказания монашек, то есть являлись карцером.

А.Ф. Корякина, бывший комендант общежития, которое в довоенные годы размещалось в монастыре, рассказала о том, что в 30-х годах обвалилась земля около общежития, и в образовавшемся провале был обнаружен свод подземного хода и металлическая дверь, закрытая на большой церковный замок. Обратившись за помощью к рабочим, разбирающим существовавшую в то время стену Вятского кремля, она предложила сломать замок и проникнуть внутрь подземелья, но рабочие отказались и закопали провал.

А.М. Кононов рассказывает о том, что в 1956 году обвалилась земля около общежития (это подтверждают многие жильцы дома) и туда провалилась маленькая девочка. Кононов, спустившись в яму и достав девочку, обнаружил каменные своды подземного хода и, пройдя метров 10, увидел металлическую дверь, закрытую на ржавый старинный замок. Предчувствуя, что там может оказаться что-то интересное, он решил сломать замок и проникнуть внутрь, но прежде всё увиденное он показал постовому милиционеру. Милиционер запретил открывать дверь, побоявшись ответственности. После этого провал засыпали землёй.

В 1946 году во Дворце пионеров (бывший дом архиерея) проводили ремонт. Говорят, что на втором этаже в спальне архиерея, за камином, был обнаружен потайной ход, спускающийся вниз под дом. В то время много судачили о том, что потайной ход связан с подземным ходом, ведущим к женскому монастырю. Существует легенда о том, что молодых, красивых монашек из женского монастыря "увозили в Соловецкий монастырь", то есть уводили по подземному ходу в почивальню к архиерею. Из "Соловецкого монастыря" уже не возвращалась ни одна монашка. Возможно, такое поверье родилось потому, . что в нишах подземных ходов женского монастыря находили большое количество костей.

Под многими зданиями женского монастыря находятся глубокие подвалы. Они практически все засыпаны землёй. Нами предпринимались попытка расчистки и обследования монастырских подземелий, но власти в середине 70-х наложили строжайшее вето на проведение подобных исследований. Сейчас к власти пришли молодые и энергичные демократы, но "женские" проблемы нашей истории их всё также не возбуждают.

Ход из мужского монастыря в женский

Успенский собор Трифонова монастыря был третьей каменной постройкой в городе Хлынове, Собор был заложен 26 мая 1684 года в связи с прославлением основателя монастыря Трифона Вятского, окончен в 1690 году и 31 мая торжественно освящён Архиепископом Вятским и Велико-Пермским Ионою. Успенский собор строился под руководством московских зодчих, построивших Кафедральный собор. По свидетельству местного летописца, кладку собора под управлением мастера Загостьева, выходца из богатой хлыновской купеческой семьи, производили сами монахи, которых в то время было около 200 человек.

При советской власти мужскому Трифонову монастырю повезло чуть больше, чем женскому, если не принимать во внимание сломанную колокольню, разобранную монастырскую стену с башнями и снос некоторых других построек. В Успенский собор въехал архив, и всё, что было в храме, практически сохранилось до наших дней, правда, при этом каркас позолоченного иконостаса с уникальной сквозной прорезной резьбой был использован в качестве готовых стоек для стеллажей архива, а доски настила прибивались прямо к древним иконам. На стеллажи положили старинные рукописи и книги, которые мокли и гнили все эти годы, но благодаря этому содержимое храма практически не было разворовано и сожжено, как это было в других вятских храмах. Остальные постройки Трифонова монастыря использовались по уже отработанной схеме. Настоятельские палаты и братский корпус превратили в коммунальные квартиры и общежитие. В них же расположился филиал швейной фабрики, специализирующийся на пошиве маек и трусов для нашей могучей в то время Советской Армии. К Богоявленской церкви, построенной в 1726-1728 годах, пристроили мазутную котельную и устроили бараночно-сухарный заводик, запах вафельных тортов от которого разносился по всему Кирову. Лишь Никольскую Надвратную (1692-1698 гг.) и Трёхсвятительскую (1710-1717 гг.) церкви использовали "по назначению", в духе советского времени - отдали управлению культуры Кировской области.

Сейчас Трифонов монастырь передан Вятской епархии. Успенский собор отреставрирован и в нём ведётся служба. Многие помнят, как в 80-е годы приходили на субботники и принимали участие в восстановлении территории и уборке помещений монастыря. Кировские спелеологи, облачась в гидрокостюмы, в то время расчищали глубокие подвалы братского корпуса, полностью залитые водой. Много пришлось услышать тогда рассказов о существовании подземного хода из мужского монастыря в женский от старожилов этого района.

И.В. Климовская в 1923 году прошла 7 метров. Ход был в хорошем состоянии.

И.Н. Богомолов в 1949 году прошёл 15 метров. Он описывал кирпичные своды хода, находящиеся в хорошем состоянии.

В.Н. Кизик прошёл в 1960 году 10 метров. Продолжение хода не было повреждено.

Н.Н. Колпащикова рассказала, что когда строили стадион "Трудовые резервы", вскрылся свод подземного хода, и ребята по этому ходу добирались до женского монастыря. В сторону мужского монастыря дойти не удалось из-за многочисленных завалов.

В.В. Вотинцев утверждает, что в 30-е годы прошёл с ребятами по подземному ходу значительное расстояние от Трифонова монастыря к женскому. Ход в то время находился в хорошем состоянии, лишь в некоторых местах были завалы, затрудняющие продвижение. Примерно посередине хода Вотинцевым было обнаружено несколько помещений с закрытыми решётчатыми дверями. Просунув руку со свечой сквозь решётку, он видел стеллажи, на которых лежали большие церковные книги. Высота подземного хода была в среднем не ниже 1,5-1,6 метра. В.В. Вотинцев рассказывал, что примерно в 1950 году в районе Трифонова монастыря, со стороны реки, выше улицы Водопроводной, был обнаружен подземный ход, ведущий в сторону Успенского собора. Ход был выложен каменными плитами белого цвета, возможно, из опоки, и находился в хорошем состоянии. Продвигаться по нему приходилось ползком, размер его был не более чем 1х1 метр. Было пройдено примерно 15-20 метров до решётки. Решётка закрывала большое помещение, возможно, одно из подвальных помещений Успенского собора.

Из рассказов горожан, проживавших по соседству с монастырём, мы узнали, что жильцы флигеля, расположенного в 20-25 метрах от Успенского собора, со стороны реки, в 1947 году начали копать в подполье яму для хранения продуктов и обнаружили подземный ход, который они перекрыли с двух сторон досками и приспособили для хранения картофеля. В один из вечеров из подполья хозяева услышали голоса. Спустившись вниз, они увидели ребятишек, которые им рассказали, что играли в прятки у часовенки на улице Урицкого и попали в подземный ход и, пробираясь по нему ползком, добрались до досок, которыми была закрыта яма.

Газета "Кировская правда" описала такой случай, подтверждающий наличие подземного хода яз мужского монастыря: "А вот ещё одно свидетельство в пользу существования в Вятке - Хлынове подземных сооружений, которое послал кировский краевед Е.Н.Осколков: "Летом 1952 года, когда я работал на Кировском заводе металлоизделий, к одному из вновь построенных на улице Урицкого цехов необходимо было проложить водопровод. Копая траншею, рабочие на глубине 60-80 сантиметров наткнулись на каменную кладку. Пробив её ломом, обнаружили каменный туннель, шедший вдоль улицы со стороны Успенского Трифонова монастыря. Он был в рост человека, из него тянуло сыростью...".

А вот что написала в своём письме в редакцию газеты "Кировская правда" в 1983 году Л.В. Плетнёва: "Моё детство прошло в доме по улице Горбачёва 4, то есть в мужском, монастыре, сейчас мне 50 лет. В детстве в те времена мы слышали, что есть подземный ход из мужского монастыря в женский и нам хотелось его посетить. Однажды мальчишки, взяв лом, начали раскапывать у самой церкви, недалеко от ворот - и лом. наш ушёл под землю. Раскопать нам этот ход не удалось.

Позднее моя мама устроилась работать сторожем в архив, который размещался в этой церкви. В ней также работала и жила старенькая, маленькая ростом женщина. Эта старушка рассказала однажды моей маме о существовании этого подземного хода. И вот как-то ранним утром, когда весь город спал, они меня разбудили (мама в это время работала в церкви) и мы вошли в церковь - там никого не было, только одни голуби ворковали, была загробная тишина, лучи солнца освещали нарисованные иконы на стенах. Я увидела небольшой вход и лестницу, ведущую вниз. Проход был узкий и невысокий - в рост человека, а может, и ниже, н был выложен кирпичом. Мы спустились туда - ниже уровня земли, там была завалена мусором и заколочена железная дверь. Я часто думала об этом подземном ходе, может, там есть таинственные сокровища. Ещё в детстве я слышала, как пытались раскопать гробницу Трифона в церкви, но люди были напуганы тем, что при вскрытии из неё выступал какой-то свет или пламя. Может, это сказки, а может, правда, ведь это было так давно".

Продолжение следует.

Информация, представленная в разделе, подготовлена на основе книги
А. Фокина "Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, преданья и легенды"
Киров, ГИПП "Вятка", 2000 год

Источник: www.nashavyatka.ru
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 2
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 11:46 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет