Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Кустарные промыслы Вятки

Небольшой обзор кустарных промыслов Вятки

Статья с сайта http://gov-vyatka.ru/

История промыслов

Упоминания о таких народных промыслах, как плетение из лозы, бересты, соломки и соснового корня относятся к 19 столетию.

На заседании комиссии, учрежденной при Вятском губернском статистическом комитете при содействии Московской политехнической выставки, в 1871 году было предложено приобрести «образцы корзинок и шляп, сплетенных из соломы. Обратиться в Унинское волостное правление Вятской губернии». Значит, здесь уже плели изделия из соломки не от случая к случаю, и не только на собственные нужды.

В 1882 году московское земство открывает первый кустарный музей и учебную мастерскую близ станции Голицино, после чего плетение из лозы быстро укоренилось в Московской и Костромской губерниях и распространяется дальше по России.

«Вятские губернские промыслы» за 1890 год отмечают как особенно укоренившееся и самобытное местное ремесло плетение из соснового и елового корней в селе Бобино Пластининской волости (недалеко от Вятки): «Плетут разнообразные изделия, которые не могут обратить внимание по прочности, красоте и дешевизне...».

1890 год ознаменован проведением Казанской выставки, на которой представляется плетеная мебель мастера Андрея Исупова с Ильинского починка, а Николай Бабинцев из села Бобино получает серебряную медаль за корневые изделия.

1892 год - плетеная мебель из ивы и плетеные изделия из лозы и соснового корня появляются в прейскуранте Вятского кустарного склада, причем сразу в широком ассортименте.

В 1893 году в Вятке открывается корзиночной мастерской (всего их в губернии будет пять).

В «Памятной книжке Вятской губернии» (1894 год) говорится о повсеместном распространении выделки плетеной мебели из лозы и о дальнейшем «распространении выделки гнутой мебели и обучения мебельщиков».

1895 год - открытие бесплатной берестяной мастерской работниками земского музея для дальнейшего развития уже сложившегося к концу 19 века бурачного промысла.

На Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году был открыт Вятский кустарный отдел, где в широком ассортименте представлены изделия из соломки.

В 1909 год проходит Международная выставка в Казани - Вятская корзиночная (плетюшечная) мастерская получает за свои изделия Большую серебряную медаль.

В годы после 1917 года настают сложные времена для ремесленников. Уничтожение частников, объединяли мастеров в артели, а артели после стали перепрофилировать. Но все-таки некоторые мастера продолжают работать и создавать изделия в русле народных традиций. В районах Кировской области, а точнее, на крестьянском дворе, плетение еще живет, для себя умельцы продолжают плести самое простое - корзины, корзинки, верши.

В 1927 году в связи с кооперированием кустарей была организована артель «Вятская игрушка». В 1935 году из артели «Вятская игрушка» выделяется промысловое товарищество имени Второй пятилетки. Восстанавливаясь после Великой Отечественной войны, предприятие меняет название - становится артелью «Победа».

В годы сталинских пятилеток кустари села Бобино объединяются в промартель «Бобинская артель по плетению корневых изделий».

М.Н.Шатров в своей книге «Кировские кустари» (1938 год) пропагандирует берестяное плетение как основательно сложившийся вятский промысел.

Газета «Кировская правда» за 1940 год сетует: «Заброшены все виды плетения, хотя берега рек и озер области поросли ивой». Через семь лет эта же газета констатирует: «В нашей области издавна существовал кустарный промысел - плетение различных изделий из ивы. Но за последние годы это производство было заброшено. Сейчас Кировский Союз художественных изделий принимает меры к возобновлению этого производства. В артели «Новая игрушка» Проснинского района создана бригада кустарей, которые обучаются плетению из ивы бельевых корзин, сухарниц, ваз и других вещей».

В 1960 году происходит объединение артели «Победа» с Камешнинской промартелью «Самолет», в результате чего образуется Кировская фабрика художественных изделий. В 1964 году эта фабрика объединяется с фабрикой «Идеал», а в 1968 году предприятие реорганизуется в Экспериментальную фабрику художественных изделий.

1 марта 1975 года - на базе цеха надомного труда Экспериментальной фабрики создано предприятие «Умелец». Главной целью «Умельца» стало возрождение народных художественных промыслов, бытовавших на территории Вятского края.

Время создания предприятия - это время, когда передача ремесла «от отца к сыну», как было в старину, уже прервалась. И потому была проведена большая работа совместно с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (г. Москва) по нахождению вятских умельцев и обучению ремеслу нового поколения. За первые пятнадцать лет деятельности предприятия восстановлены такие промыслы, как плетение из лозы, соломки, бересты, соснового корня, дранки, изготовление плетеной мебели, ручного ткачества, вязания из кроличьего и козьего пуха.

В 1975 году производимые «Умельцем» изделия впервые отнесены Кировским областным художественным Советом к изделиям народных художественных промыслов.

1978 год - началось возрождение в Кировской области выворотных бураков на Уржумском производственном участке предприятия «Умелец»; возрождение ремесла по плетению изделий из соснового корня на производственном участке в поселке Демьяново. 1980 год - возрождение плетения из лозы, создание специального участка.

В период с 1982 по 1988 годы предприятие «Умелец» получает семь Переходящих Красных Знамен Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

Газета «Кировская правда» от 3 августа 1985 года констатирует, что «темпы роста предприятия «Умелец» превышают запланированные как по объему товарной продукции, так и по ее реализации... В течение десяти лет «Умелец» не имеет рекламаций на качество своих изделий».

В 1991 году предприятие «Умелец» становится участником Ассоциации «Народные художественные промыслы России» (г. Москва).

В 1997 году «Умелец» награждается за победу в смотре-конкурсе и продвижение отечественных товаров на Межрегиональной выставке-ярмарке «Малый бизнес - 1997».

Вскоре предприятие «Умелец» создает учебный центр, который выпускает будущих мастеров народных промыслов - молодых специалистов для предприятия.

Изделия из лозы

В 19 веке плетение из ивового прута становится в России ремеслом. Вятская губерния издавна богата зарослями ивы. Лоза - ивовый прут воспет в стихах и песнях. Первый медонос, лекарственное растение, дубильное вещество. Гибкий, пластичный, прочный, легкий природный материал - он несложен в заготовке и обработке. Из лозы мастера - умельцы плели корзинки, сани, коляски, передавая из поколения в поколение свое мастерство. Все сложнее становилась техника, формы и оформление: от детской погремушки до сложной изящной мебели, которая сегодня великолепно вписывается в современный интерьер загородных домов, веранд, террас. Мастера плетут из лозы конфетницы, фруктовницы, вазы, панно, абажуры и подносы.

Изделия из соломки

В прошлом на Вятской земле изготавливали различную хозяйственную утварь, детали, украшения для сельских и семейных праздников. В настоящее время плетением из ржаной соломки занимаются на нескольких предприятиях России и Белоруссии. Однако, предприятие «Умелец» единственное в России, выпускающее шкатулки и ларцы из ржаной соломки, причем в широком ассортименте. Все операции выполняются вручную. Оригинальные формы и солнечно-золотистый цвет этих изделий привлекает и радует всех своим теплом. Помимо ларцов и шкатулок мастера «Умельца», используя своеобразные приемы плетения, и разрабатывая новые современные формы, производят конфетницы, корзинки, кашпо.

Изделия из бересты

Поверхностный слой березы выделяется своим белым цветом, за этим слоем следуют многочисленный бархатисто-золотистые слои, которые и называются берестой. Береста смолиста, долго не гниет, не промокает, легко расслаивается и имеет хорошую гибкость. Из нее плетут обувь, сувениры-босяки. В берестяной посуде продукты долго не портятся и сохраняют свой вкус. Все ценные качества бересты обуславливают ее широкое применение в изделиях хозяйственного и эстетического значения. Предприятие «Умелец» из нее изготовляет лукошки, корзинки, короба, бурачки, плетет солонки и конфетницы. Ассортимент изделий из бересты очень разнообразен и выполнен мастерами в лучших Вятских традициях.

Изделия из соснового корня

Село Бобино (близ Вятки) было когда-то центром вятских «чарушников» - мастеров, плетущих изделия из соснового корня. Пластичный, прочный материал в расщепленном виде идет на изготовление корзин, чашек, ваз и фруктовниц. Сегодняшние чарешники плетут как в старину, чисто и добротно, сохраняя приверженность к традиционным формам. Их плетенки-хлебницы, сухарницы, чаши, коробочки, как правило, невысоки, круглой или овальной формы.

* * *

Сегодня предприятию «Умелец» более четверти века. Ассортимент фирмы богат и разнообразен, это: изделия из лозы и соснового корня, шкатулки и сувениры из плетеной ржаной соломки, бурачки и хлебницы из сшивной и плетеной бересты, мебель из лозы.

Мастера сохраняют вятские традиции, вкладывая в каждое изделие свое терпение, силу, любовь и умение.


Северная береста. ООО «Умелец»

ЗАО фирма «УМЕЛЕЦ» (610000, г. Киров, ул. Герцена, 15)

Фирма «Умелец» организована в 1975 году. Основной целью создания были и есть возрождение и развитие в вятском крае ранее бытовавших художественных ремесел. Были восстановлены такие промыслы, как плетение из лозы, бересты, соснового корня, лыка, вязание из кроличьего пуха и шерсти, ручное ткачество. На деревянных станках ткут полотенца, скатерти, портьеры, салфетки, дорожки.

Дерево в нашем крае, богатом лесами, во все времена использовалось для изготовления домов, мебели, домашней утвари. Многообразие традиционных приемов художественной обработки дерева позволяет современным мастерам создавать различные изделия практического и декоративного назначения.

     

Лоза, ивовый прут - воспет в стихах и песнях. Гибкий, пластичный, прочный, легкий природный материал, который не сложен в заготовке и обработке.

С давних пор лоза привлекала мастеров-умельцев: они плели корзинки, сани, коляски, передавая из поколения в поколение свое мастерство. Все сложнее становилась техника, формы и оформление, от детской погремушки до сложной, изящной мебели, которая сегодня великолепно вписывается в интерьер дач и комнат отдыха. Мастера плетут из лозы конфетницы, фруктовницы, вазы, панно и абажуры. Ассортимент изделий из бересты очень разнообразен и выполнен мастерами в лучших вятских традициях. Береста смолиста, долго не гниет, не промокает, легко расслаивается и имеет хорошую гибкость. Из нее плетут обувь, сувенир - босяки. В берестяной посуде продукты долго не портятся и сохраняют свой вкус.

Одним из старейших видов промыслов является плетение из ржаной соломки. Изготавливаются шкатулки различной формы и размеров, используют круглый и плоский плетешок, в сочетании с квадратами. Сегодня выпускается большой ассортимент изделий из ржаной соломки: шкатулки, коробочки, сундучки, подарочные ларцы. В сочетании с природными материалами выполняются декоративные панно. Изготавливаются мелкие бытовые изделия из сосны. Одним из древних ремесел является плетение из соснового корня. Пластичный, прочный, в расщепленном виде, он идет на изготовление корзин, чашек, ваз, фруктовниц. Изделия с каждым годом становятся сложнее в технике исполнения и композиции.

     

Северная береста. Традиционная обработка бересты

В 2000 году в Кирове вышел десятый том «Энциклопедии Земли Вятской» , который посвящён полностью ремёслам. Предоставим слово авторам книги , лучше их вряд-ли кто скажет о бересте Вятского края.

Выдержки из статьи «Берестяники» Перминовой Н.И.

« Распространен этот промысел был повсеместно. Так, к примеру , в Малмыжском уезде в 1875 году было 152 берестяника, а в 1884 уже 384 ; в Вятском уезде , близ губернского города, в 1873 году – 53 человека , в 1890 году – 83 мастера , а в Орловском в 1885 году значится аж 1548 берестяников.»

« Как же украшали вятский бурак? «Памятная книжка Вятской губернии» за 1873 год сообщает: «Бураки Пластининской волости (Вятский уезд – Прим . авт.) окрашиваются масляными красками, чем специально занимаются восемь человек».

« Вятские губернские ведомости» за 1890 год расширяют эту информацию: « Бураки вырабатывают разных величин и достоинств ( начиная от семи- восьми вершков в поперечнике и кончая игрушечными ). Вятские кустари умеют раскрашивать бураки и вытискивать на них узоры, но делают это менее искусно , чем пермские… В Слободском ещё до ныне выделываются бывшие некогда в большом употреблении берестяные табакерки с фольгой и простые.»

В этой же корреспонденции мы узнаем, что наши бураки находили не только местный сбыт: «но идут также в низовые города, куда отправляются трубами по несколько штук (вкладываясь один в другой как матрешки. – Прим. авт.) …» Далее идет уточнение: «Вятские бураки идут в Кукарку, на Урал и на Волгу».

Итак, Вятский бурак с тиснением, более скромным, чем на Урале, и своей особой грубоватой масляной росписью сложился к концу прошлого века как самобытный промысел.

Радетели ремесленников – работники земского музея и склада – решили облагородить бурачный промысел и расширить ассортимент изделий. Была открыта бесплатная берестяная мастерская. Эталоном стал подобный промысел у соседей. «Вятская газета» за 1895 год писала: «Между тем в Вологодской губернии из бересты давно уже делают резные с фольгой бураки, бурачки и табакерки, но и плетут из бересты разные вещи, как-то: чемоданы, сумочки, ящички, шкатулочки, портфели для бумаг, вырезают рамки для карточек, кружочки под лампы и свечи.

В Вятку был приглашен мастер из Вологды Подосенов. В момент написания статьи в мастерской обучались 5 взрослых человек и 10 подростков. В это же время в 2-х сельских школах (в Елабужском уезде и в селе Бобино Вятского уезда) школьников обучали этому ремеслу две учительницы, уже прошедшие курс в мастерской земства.

Промысел пошел в гору. Но прижились и распространились, надо отметить, не столько шкатулочки и бурачки из прорезной бересты, с подложенной под нее цветной фольгой, очаровавшие земцев, сколько плетеные изделия. Что ж, шкатулка (каповая, обсыпеая, деревянная – резная) была хороша и своя. Также расписанный цветами бурак. А вот плетеные из бересты изделия сразу были востребованы на вятском рынке. Это свидетельствует М.Н.Шатров в 1938 г. в своей книге «Кировские кустари», пропагандируя как основательно сложившийся вятский промысел берестяное плетение. Нам интересно перечисление бытовавших плетеных предметов: «сундучки, шкатулки, чемоданчики, порт-папиросы дорожные с ремнем через плечо, порт-папиросы карманные, рамки для картин и фотографий, погремушки, дорожные погребцы и корзины и много других изделий».

Снова, как сорок три года назад земцы, Шатров предлагает вятским мастерам перенять опыт вологодской артели, работающей около Великого Устюга «по производству прорезных из бересты изделий с хитроумной чеканкой узоров и прокладкой из цветной фольги и бумаги». Но эти рекомендации опять остались лишь пожеланиями.

Хотя в это время было у кого поучиться: тот же Василий Михайлович Петухов (знакомый нам по предыдущей статье), получивший мастерство еще в земских мастерских, продолжает виртуозно работать с разными материалами, в том числе и с берестой в лучших вятских традициях. Он делает шкатулки, чемоданы, редикюли, рамки, подчасники, портфели, даже подстаканники и туфли. Правда, в газетной публикации за 1935 год о нем сказано: «В нашем крае Василий Михайлович чуть ли не единственный мастер по художественному плетению изделий из бересты».

Официальные поминки по берестяникам справили в 1940 году. В обзорной статье по ремеслам в «Кировской правде» напишут: «Берестяное производство сейчас умерло, возродить его никто не пытается».

Наступило иное время и хотя даже в крестьянские избы пришла другая посуда, но бураки хранят, используют, а кое-где народные умельцы продолжают их делать.

Позже, уже в семидесятые годы, вятский бурачок вновь появится в магазинах. Но уже обновленный, как удобная тара для сыпучих продуктов, которая одновременно украсит наши городские кухни. Выполнен он будет в старых вятских традициях – с росписью и тиснением. Но уже из сшивной, пластовой бересты.

Экспедиции научно-исследовательского института художественной промышленности из Москвы совместно с художниками-прикладниками Кировского объединения «Умелец» и фабрики «Идеал» выявили старые центры росписи вятских бураков. Кандидат искусствоведения В.А. Барадулин в пособии для сельских учителей опишет их: «Вязовские бураки (с.Вяз), бураки из города Луза (здесь в 30-х годах была артель – Прим. авт.) делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведерных. В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые гона – красный, синий, желтый, зеленый. Для нее характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок, вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи».

Про современного берестяника В.И.Сергеева в книге целая статья Н.И.Перминовой «Сергеевская береста».


Источники: tues.narod.ru и strizhata.ru
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 1
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 11:50 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет