Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Крушение поезда с Александром III: вятское сочувствие и смерть собаки императора

В наше достаточно циничное время авиа и железнодорожные катастрофы уже мало кого удивляют и считаются делом почти таким же обыденным и будничным как регулярные автомобильные ДТП. Однако раньше, особенно в дореволюционный период, дело обстояло кардинально иначе. 125 лет назад, 17 октября 1888 г., в России произошла катастрофа, которая поразила буквально все общество:  у железнодорожной станции Борки, находившейся в нескольких километрах южнее Харькова, произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III с женой и детьми возвращались после отдыха в Крыму.

Авария Императорского поезда случилась в 14 часов 14 минут на 295-м километре линии Курск  – Харьков –  Азов южнее Харькова. Царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург. Техническое состояние вагонов было отличным, они проработали 10 лет без аварий. В нарушение железнодорожных правил того периода, ограничивавших число осей в пассажирском поезде до 42, в императорском, состоявшем из 15 вагонов, было 64 оси. Вес поезда был в рамках установленных для грузового, но скорость движения соответствовала экспрессу. Поезд вели два паровоза, и скорость составила около 68 км/ч. При таких условиях произошел сход 10 вагонов. Причём путь в месте крушения проходил по высокой насыпи (около 5 сажень). По рассказам очевидцев, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем произошел второй толчок, ещё сильнее первого, а после третьего, тихого, толчка поезд остановился.

06

Вагон с императорской столовой, в которой находились Александр III и его жена Мария Фёдоровна с детьми и свитой, был полностью разрушен: без колес, со сплюснутыми и разрушенными стенами, он полулежал на левой стороне насыпи; крыша его лежала частью на нижней раме. Первым толчком повалило всех на пол, а когда после разрушения пол провалился и осталась одна рама, то все оказались на насыпи под прикрытием крыши. Очевидцы трагедии утверждали, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из под завалов. Обсыпанные землей и обломками, из-под вагона выбрались император, императрица, цесаревич Николай Александрович  – будущий российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, лица свиты, бывшие приглашёнными к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделалось лёгкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметева, которому раздробило палец руки. Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб.

75336844_47b

Счастливое избавление императорской семьи от гибели было воспринято народом как некое чудо. Крушение поезда произошло в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). Во имя их были построены десятки храмов по всей России. В Вятке существовали точно такие же настроения, как и во всей остальной империи. Вятские земцы 22 октября выпустили следующее заявление, в котором выражали царской семье полное сочувствие и сострадание: «…мы, собравшиеся на очередную сессию члены Вятского уездного земского собрания, вознеся на ряду с представителями других учреждений горячую благодарственную молитву осмеливаемся верноподданнически повергнуть к стопам Вашего Императорского величества выражение беспредельной нашей радости по случаю чудесного избавления Вашего Величества и Семьи Царской от великой опасности…».

024

На следующий день от имени Александра III вышло следующее заявление, в котором он выражал благодарность всем, кто его поддержал в трудные жизненные мгновения:

026

По инициативе Александра III расследование причин катастрофы в Борках было поручено прокурору уголовного кассационного департамента Сената А. Ф. Кони. Основной версией было крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и повышенной скорости поезда. Были привлечены к следствию и уволены в отставку министр путей сообщения адмирал К. Н. Посьет, главный инспектор железных дорог барон Шернваль, инспектор императорских поездов барон А. Ф. Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер В. А. Кованько и ряд других чиновников. Через несколько месяцев незавершённое расследование было прекращено по высочайшему повелению. Другая версия событий была изложена в воспоминаниях В. А. Сухомлинова и  М. А. Таубе (сына инспектора императорских поездов). Согласно ей, крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара императорского поезда, связанный с революционными организациями. Заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, рассчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, он сошёл с поезда на остановке перед взрывом и скрылся за границу.

Chasovnya2_7

Железнодорожная катастрофа повлекла за собой два очень важных события. От ушибов, полученных 17 октября, у Александра III развилась болезнь почек, от которой он умер через шесть лет в достаточно молодом возрасте 49 лет. Назначение титулярного советника в отставке С.Ю.  Витте директором департамента стало началом одной из самых блистательных карьер за время царствования Романовых. Очевидно, что Витте сыграл одну из ключевых ролей в истории России рубежа XIX – XX вв. Любопытно, что на следствии, Витте заявил: «Система движения императорских поездов должна стремиться не нарушать всех тех порядков и правил, которые обыкновенно действуют на дорогах». То есть не следует считать особой державной привилегией нарушение элементарных правил безопасности и полагать, что самодержцу и законы Ньютона не писаны. Сам Александр III, будучи вполне разумным человеком, не пытался оспаривать законы природы. Но он слишком полагался на свое окружение. И Витте был прав: неразборчивость в выборе ближайшего круга сановников  сыграла роковую роль не только в судьбе Александра III, но и его наследника Николая II.

04s

Любопытно, что жертвами железнодорожной катастрофы стали не только люди. У Александра III был любимый пес по кличке «Камчатка». Собаку в 1883 г. подарили императору матросы крейсера «Африка» и с тех пор Александр с Камчаткой не расставался. Однако пес погиб именно в той самой железнодорожной катастрофе под Борками. «Бедный Саша так подавлен без Камчатки... Он скучает без его преданной собаки...» – писала в дневнике супруга государя Мария Федоровна. Император действительно тяжело переживал утрату любимца:  «Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а пес может, и Камчатка такой», –  с грустью сообщал после смерти собаки император. Через три дня после крушения, прибыв в Гатчину, Александр III приказал похоронить своего верного друга в собственном садике, напротив своих комнат.

879581_640
Александр III с семьей и любимым псом "Камчаткой".

P.S. Крушение императорского поезда позже обросло легендами и преданиями. Так, существовала история о том, что когда царь лично вызволял тех, кто оказался под обломками, кругом раздавались крики: «Какой ужас! Покушение! Взрыв!» И тут Александр III произнес фразу: «Красть надо меньше».


Фото отсюда:
ГАКО. Ф.582. Оп.139. Д.166.,
http://statehistory.ru/3244/Fotografii-krusheniya-poezda-Aleksandra-III/,
http://www.upper.metromost.com/44062/,
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Train_crash_1888.jpg?uselang=ru


Источник: kasanof.livejournal.com
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 5
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 11:24 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет