Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

История Октябрьского проспекта. Часть 12

Квартал Розы Люксембург-Профсоюзная: Загородный сад

… Итак, перейдем улицу Розы Люксембург, оглянемся назад и сравним открывшуюся панораму с известным довоенным снимком А.Шишкина. Справа – тот самый Директорский дом («Бакалея»), описанный в предыдущем посте. А рабочие прокладывают трамвайную линию.

О несбывшемся трамвае

Да, наш Октябрьский мог стать совсем другим: вместо уютного бульвара – трамвайные пути. Но как это было?

В отличие от многих других городов, в Вятке на рубеже XIX—XX веков не была создана система городского рельсового транспорта (конки или электрического трамвая). Однако к тридцатым годам ситуация с общественным транспортом  сложилась просто критическая: население города достигало уже 145 тысяч жителей, а количество городских автобусов составляло всего 23 машины. В связи с этим было решено заняться улучшением городского транспорта. Перед администрацией города встала проблема выбора наиболее перспективного вида транспорта. Двумя возможными вариантами были трамвай и троллейбус. В итоге было принято решение строить трамвай. В мае 1937 года был разработан проект трамвайной сети, состоявшей из шести маршрутов. Строительство трамвая началось в 1940 году, а открытие трамвайного движения было запланировано на 1 ноября 1941 года.

Вначале было бы примерно так...

Первая трамвайная линия города должна была пройти по Октябрьской улице. Также было начато строительство депо на двести вагонов (на этом месте сегодня расположен стадион «Родина»). Однако с началом войны работы пришлось заморозить. Несмотря на это, 1 сентября 1942 года по первому участку ходили служебные рабочие поезда от  совр. ОДНТ, и дальше до Филейки (по некоторым сведениям - и дальше, до жд вокзала), и даже планировалось расширение сети. Однако трамвайных вагонов в Кирове никогда не было, эти поезда ходили с паровозами. Летом 1943 года трамвайное депо было разобрано для стройматериалов, и недолгая история кировского трамвая закончилась. В итоге трамвай в Кирове так и не появился, а в ноябре 1943 года в городе был пущен троллейбус.

Другая Вятка: Загородный сад

За «авиационным» техникумом, который появился в городе также в годы войны (но это здание было выстроено не сразу) располагается вполне дежурный стадион Машстройзавода им. 1 мая. А ведь когда-то это место, от самого Петербургского-Краснопитерского-Октябрьского бульвара было знаменитым!

В фондах «Герценки» хранится  переписка  Е. Д. Петряева и Б. Г. Сергиева. В этих «Вятских воспоминаниях» содержится немало интересных сообщений, которые позволяют составить представление о том загородном саде: «Это место вернее было бы называть пригородным лесом. Он, конечно, не был искусственно посажен, а представлял из себя остаток дремучих лесов, некогда отделявших болотистые места р. Люльченки от городского поселения. В лесу росли главным образом ели, пихты, было небольшое количество сосен, на опушке были и берёзы. Вся растительность обнесена забором из тонких жердей, прибитых к столбам, вкопанным в землю, чтобы бродящий по площади перед лесом скот не мог заходить в сад. Через лес проходила дорога к вокзалу, построенному на Котласской линии железной дороги. Левее сада-леса проходила дорога к семинарии и к семинарскому пруду. Туда же вела дорога и к железнодорожным мастерским.

В лесу находились столы и скамьи, на которых располагалась приходящая для прогулок публика, приносившая сюда свои продукты, вино и закуски. Чайную посуду и самовар можно было получить в павильоне, арендованном у города предприимчивым человеком.

Пока хозяйки готовили угощение для пришедших родных и знакомых, мужчины, женщины и дети отправлялись гулять по лесу. Собирали, смотря по сезону, ягоды: землянику, бруснику, чернику, реже попадалась голубика и костяника. Количество ягод постепенно сокращалось, так как гуляющих было много, и каждый брал ягоды вместе со стеблем, не задумываясь над будущим урожаем. Когда в лесу появлялись грибы, сюда являлись группы любителей-грибников, знавших в лесу места, где обычно росли красные грибы, рыжики, разного рода сыроежки. С увеличением населения г. Вятки начало уменьшаться количество попадавшихся грибов, а затем грибы пропали вовсе.

До 1900-х гг. любители могли получать удовольствие от ароматов леса, и цветов, от пения птиц. В 1900 гг. в лесу было построено деревянное здание для открытой сцены и буфета с крепкими напитками. Начались постановки опереток, выступления певиц и певцов лёгкого жанра, и лес утратил свою прелесть семейного места отдыха. Появилось много пьяных и хулиганствующих гуляк… Открытая сцена и лёгкий жанр в корне изменили характер этого места отдыха вятского населения, а купеческая культура сменила интеллигентную и рабочую. Одним из первых гуляющих купеческих сынков здесь появился Кузьма Лаптев, нажившийся на военных поставках во время войны с Японией. Он поставлял на фронт овчинные полушубки и нажил большие деньги. Приобрёл автомобиль фирмы «Фиат» и по вечерам со своими приятельницами и дружками приезжал в опереточный театр, собирая массу зевак, не видавших ранее автомобиля. Появились извозчики-лихачи, понеслись пьяные песни, и семейная публика перестала посещать Загородный сад.

Памятник


И, конечно, украшение квартала – танк Т-34 на пьедестале, установленный здесь в 1967 году. «Тридцатьчетверка» выбрана, по-видимому, как наиболее знаменитый и легендарный экспонат, хотя на кировских заводах их не производили. (По некоторым сведениям – ремонтировали). Для фронта на той же «первомайке», кроме «Катюш», собирали в начале войны легкие и плавающие танки, а потом – самоходные артиллерийские установки.

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 4
IRC: 6
Jabber: 1
( состояние на 12:52 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет