Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Вятка. Александровское земское реальное училище.

I. Училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей.

В конце ХVIII века обширный участок в хлыновской Всехсвятской слободе южнее церкви принадлежал купцам Афанасию, Филиппу и Федору Машковцевым. В 1790 году, после перепланировки города, купцы Машковцевы на этой усадьбе вдоль улицы Спасской начали строить жилой дом. В 1815 году Александр Федорович Машковцев пожертвовал усадьбу приказу общественного призрения, в здании была открыта губернская больница. Приказы общественного призрения - основанные в 1775 году Екатериной II губернские учреждения, которые ведали устройством народных школ, больниц, приютов, богаделен. После земской реформы 1864 года большая часть дел приказа отошла земству.

В 1854 году губернская больница была переведена в новое здание за Гласисной улицей (за современным Октябрьским проспектом). Участок на Спасской достался по наследству от приказа губернскому земству. На месте старого дома Машковцевых в 1867-1869 гг. земство построило длинный двухэтажный полукаменный дом (автор проекта - архитектор Н.А.Андриевский). В 1872 году земство открыло в этом здании училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей.

WARU.jpg

1. Вятское Александровское реальное училище. Вид на главное здание с юго-запада. Фото нач.ХХ в. (с сайта "Наша Вятка").

Над карнизом вывеска: "Александровское земское реальное училище. 1880-1900". На крыше - павильон для телескопа.

Во 2-й половине 1860-х гг. уездные земства принялись с большой энергией открывать в сельской местности начальные школы. Единственный вопрос, который уездные земства не могли решить собственными силами, - это привлечение в новые школы хороших преподавателей. Появилась идея: открыть в Вятке для подготовки сельских учителей училище, причем такое, где воспитанникам давали бы не только общее образование, но и знания в области сельского хозяйства и ремесел. Чтобы будущие народные учителя могли научить крестьян не только грамоте и счету, но и успешным способам ведения хозяйства. Трудность была в том, что еще нигде в России подобного учебного заведения не было, но это не остановило дела. Раз за разом на сессиях губернского земства проект будущего училища всё более прояснялся. 12 декабря 1869 года специальная комиссия земства представила губернскому собранию программу обучения в учительской школе. Собрание утвердило программу, выделило на ежегодное содержание школы 25 тысяч рублей и поручило комиссии составить устав учебного заведения. Земское собрание рассчитывало, что с утверждением устава правительством затруднений не будет, и занятия в школе начнутся с сентября 1870 года. Весной 1870 года устав был готов, предполагаемое ранее название "земская учительская сельскохозяйственная школа" было заменено названием "училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и подготовки учителей". Однако далее начались заминки. Дважды министерство народного просвещения не утверждало устав училища, требуя исправлений. Более всего возражений со стороны министерства вызывал следующий пункт: преподавательский состав училища по мысли вятского земства должен был получить права государственной службы - наравне со служащими государственных школ. Ни в 1870 году, ни в 1871-м училище так и не было открыто.

Наконец основные противоречия были решены: училище открывалось на правах частного учебного заведения, на полном содержании и ответственности земства. В январе 1872 года попечитель Казанского учебного округа утвердил устав училища. В октябре того же года состоялись первые вступительные экзамены, из 60 кандидатов были приняты на обучение 30 человек. По сословиям состав учащихся распределялся следующим образом: дети крестьян - 11, духовного звания - 13, мещан - 3, купцов - 3. Позднее дети крестьян и мещан составляли почти половину воспитанников, еще треть - дети духовенства, то есть состав учащихся был самым демократичным.

023-002.JPG

2. Вятка. Александровское реальное училище. Вид на главное здание с юго-востока. С открытки нач.ХХ в.

DSC_0024.JPG

3. Главное здание реального училища, фото из альбома "Ордена Ленина Кировская область" (1979 год).

На устройство училища к 1872 году земством было потрачено 100 тысяч рублей. Для занятий были приспособлены три здания по улице Спасской. Были оборудованы учебные классы, лаборатории по химии и физике, гимнастический зал, собрана библиотека. Устроены образцовая ферма со скотным двором и опытным полем в 30 десятин (землю городское общество уступило безвозмездно) и несколько мастерских: кузница, литейная, слесарная, столярная и переплетная. При литейной мастерской позднее была открыта мастерская пожарных машин. Кроме того, в собственность училища было приобретено собрание Вятского публичного музея с богатыми коллекциями экспонатов по истории, зоологии и минералогии. По своему оснащению училище было одним из лучших средних учебных заведений в России. Почти все воспитанники получали стипендию (120 рублей в год) из средств губернского или уездных земств.

Учебный год в училище был разделен на два семестра: зимний и летний. Во время летнего семестра особое внимание уделялось полевым работам, занятия начинались в 6 часов утра. Считалось, что для будущих сельских учителей ранний подъем в летнюю пору является совершенно необходимым (трое учеников не пожелали подчиниться такому распорядку и были исключены). В программу обучения входили следующие предметы: Закон Божий, русский язык, история, математика, черчение, физика, химия, география, естественная история, зоология, ботаника, минералогия, пение, гимнастика (факультатив). Кроме того во время зимней сессии выделялись часы для обучения ремеслам (в мастерских), а во время летней - сельскому хозяйству (в поле, на огороде, на скотном дворе). Были предусмотрены летние экскурсии в Загородный сад под руководством преподавателя естественной истории. На ферме и скотном дворе каждую неделю поочередно дежурили трое воспитанников, еще двое дежурили в мастерских; причем дежурства не мешали посещению занятий. В штате училища числились директор, пять учителей и два помощника. Курс училища был рассчитан на 4-5 классов (5-й класс - дополнительный педагогический). В 1874 году при училище была открыта начальная школа, в которую в первый год приняли 55 воспитанников.

Как уже было сказано, земство добилось открытия училища с большим трудом. Позднее трения между земством и попечителем учебного округа по поводу училища продолжились. Среди прочего выяснилось, что попечитель округа неодобрительно относится к двойственности характера училища: педагогического и сельскохозяйственного. По мнению попечителя округа учебная программа была якобы слишком обширна и следовало бы устроить что-то одно: учительскую семинарию или сельскохозяйственное училище. Утверждалось, что выпускники училища не пожелают поступать на должности учителей и станут искать по выходе из училища других занятий. Попечитель требовал изменить учебную программу, в случае же неподчинения грозил оставить училище в качестве частной школы - без права давать выпускникам звание народного учителя и льготы по воинской повинности. Кроме того, уездные земства видели свои начальные школы (куда бы поступали учителями выпускники училища в Вятке) именно как школы с сельскохозяйственным уклоном. Глазовское земство уже ходатайствовало об открытии такой школы, но получило отказ. При таких условиях терялся самый смысл существования учебного заведения.

В 1878 году город Вятку с целью инспектирования учебных заведений посетил министр народного просвещения граф Д.А.Толстой. Кроме прочих школ он побывал и в земском училище. Как и следовало ожидать, министр, который был сторонником классического среднего образования, программу училища не одобрил. Земство и педагогический совет обратились к министру за советом: как поступить с училищем? Граф Толстой предложил переделать училище в реальное или же в учительскую семинарию - на основе уже разработанных программ для подобных учебных заведений.

DSC_0216-001.JPG

4. Вятка. Александровское реальное училище. Фото нач.ХХ века.

За главным корпусом по ул. Спасской видны еще два училищных здания. Над каменным домом в шесть окон по фасаду (построен в 1823 году как кухня при губ.больнице) позднее был надстроен второй деревянный этаж (здание сохранилось). Третий училищный дом (деревянный) был построен в 1795 году, в 1873 году куплен под квартиру директора училища (здание не сохранилось).

134.JPG

5. Здания Александровского реального училища (дома №№65 и 67 по ул.Спасской), общий вид.

218.JPG

6. Вятка, вид города с западной стороны. Открытка нач. ХХ в.

На этом снимке кроме главного здания видны хозяйственные постройки училища по ул.Гласисной и училищный сад.

083.JPG

7. Вятка. Московская ул. при въезде в город. Справа - сад реального училища.

II. Александровское земское реальное училище.

В 1880 году земское училище в Вятке было преобразовано в реальное. Сельскохозяйственная ферма и мастерские прежнего училища были закрыты (кроме мастерской пожарных машин - она отошла в ведение земства как отдельное заведение). 1 октября 1880 года состоялось торжественное открытие нового училища, во время церемонии помощник попечителя Казанского учебного округа сообщил, что Государь Император по ходатайству вятского земства разрешил наименование училища Александровским (с этим названием - Александровское Вятское земское реальное - училище и просуществовало до 1918 года). Все воспитанники прежнего училища - 120 человек в пяти классах - были переведены в новое учебное заведение. Первым в Вятской губернии реальное училище было открыто в уездном городе Сарапуле - в 1873 году, училище в Вятке стало вторым. Вятское училище было принято под опеку министерства народного просвещения; впрочем, содержалось оно по-прежнему полностью за счет земства. Делами училища ведали попечительский совет (материальное обеспечение) и педагогический совет (учебный процесс). Списки попечителей и преподавателей училища с 1880 по 1917 год можно посмотреть в "Памятных книжках Вятской губернии". В числе воспитанников училища были архитектор И.А.Чарушин, искусствовед Н.А. Машковцев, художники Н.Н.Хохряков, А.А.Рылов и А.И.Деньшин, писатель А.С.Грин.

Реальные училища в Российской Империи - средние учебные заведения, в программе которых, в отличие от классических гимназий, значительная роль отводилась изучению точных и естественных наук (в гимназиях учебный курс был основан на изучении гуманитарных дисциплин, в первую очередь - классических языков, т.е. древнегреческого и латыни). Устав реальных училищ 1872 года объявлял их целью "общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний". Курс училища был рассчитан на шесть классов, с пятого класса обучение проходило на двух отделениях - основном и коммерческом. Выпускники коммерческого отделения чаще всего поступали на службу в торговые фирмы и банки. При основном отделении допускалось открывать дополнительный седьмой класс с тремя группами: общей (для подготовки к поступлению в технические институты), механико-технической и химико-технической (для подготовки в специальные училища). В 1880 году устав реальных училищ был изменен: в начальных классах было усилено изучение общеобразовательных дисциплин, механико-техническая и химико-техническая группы были закрыты. Предметы, которые преподавались в реальных училищах (по уставу 1880 года): Закон Божий, чистописание (в первых двух классах), русский язык, история, география, иностранные языки (немецкий и французский), математика, физика, естественная история, рисование, черчение, письмоводство и книговодство (только на коммерческом отделении). В качестве факультативных учебных предметов преподавались пение и гимнастика.

Накануне 1917 года вятскому реальному училищу принадлежали три здания по улице Спасской, здание общежития во дворе (построено в 1899 г. по проекту арх. И.Чарушина; сейчас в здании помещается областной центр усыновления, опеки и попечительства), хозяйственные постройки по улице Гласисной (на их месте - корпус №2 медицинского колледжа постройки 1980-х гг.) и сад на углу улиц Гласисной и Московской (сад давно вырублен, территория принадлежит станкостроительному заводу).

IMG_7955.JPG

8. Вятка. Воспитанники мужской гимназии и реального училища на занятиях гимнастикой. 1911 год. ККМ.

IMG_0169.JPG

9. Главный корпус реального училища (дом №67 по ул.Спасской), современный вид.

Снимок сделан летом, сейчас здание выглядит еще плачевнее.

IMG_0161.JPG

10. Второй учебный корпус реального училища (дом №65 по ул.Спасской).

Интересная деталь - старые наружные рамы, створки открываются наружу.

д.зонов панорамио во двое реального уч-ща.jpg

11. Здание интерната (общежития) реального училища, построено 1899 г. по проекту архитектора И.А. Чарушина. Образец т.н. "кирпичного стиля" (без штукатурки, с декором из фасадного кирпича).

Фото Д.Зонова - Panoramio.

Скриншот 04.02.2015 162555.jpg

12. Территория реального училища. Дома №№ 65, 67 и 67Б по ул.Спасской - старые училищные постройки.

III. История зданий училища после 1917 года.

В 1918 году училищные постройки были заняты красноармейскими частями, а в 1920 году переданы Вятскому институту народного образования. После освобождения от военного постоя здания оказались в плохом состоянии: электрические провода сняты или порваны, батареи центрального отопления лопнули, инвентарь расхищен. Силами института и отдела народного образования был проведен ремонт. С 1922 по 1935 год в зданиях реального училища помещался мелиоративный техникум, затем - больница. С 1980 года здания принадлежат медицинскому училищу (колледжу). В 1967-1968 гг. на главном здании училища были установлены две мемориальные таблицы: "В этом доме в 1874-1875 гг. учился выдающийся рабочий-революционер Степан Николаевич Халтурин" и "В этом здании в июне 1921 г. выступал перед студентами и преподавателями пединститута председатель ВЦИК М.И.Калинин". Два дома реального училища по ул. Спасской учтены как памятники истории и культуры. Здания заброшены, находятся в аварийном состоянии и постепенно разрушаются.

066.JPG

13. Вятка. Александровское реальное училище. Открытка нач. ХХ в.

Источник: tornado-84.livejournal.com
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 3
IRC: 4
Jabber: 0
( состояние на 00:00 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет