Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Каринская узкоколейная железная дорога

Обычно понятие узкоколейных железных дорог ассоциируется с лесной глухоманью, где миниатюрные поезда вывозят лес или торф. Нередко по узкоколейкам курсируют пассажирские поезда, которые зачастую представляют собой единственную возможность добраться до затерянных в лесах крошечных посёлков. Ходят они обычно очень редко, иногда даже не каждую неделю. Но Кирово-Чепецкая узкоколейка (официально УЖД Каринского транспортного управления) - это нечто особенное. Здесь узкоколейный поезд соединяет две части города, разделенные рекой, и представляет собой весьма необычный городской транспорт. Недаром в народе его называют "трамвай" или даже "метрополитен".

2014-07-22_11-22-24_409

История Каринской узкоколейной железной дороги началась в 30-х годах XX века. Строительство торфопредприятия в старинном селе Карино было начато в 1933 году и велось медленными темпами. Однако, с началом Великой Отечественной войны в Кировскую область было эвакуировано немало предприятий из западной части СССР, и значение торфяного топлива резко возросло. Строительство торфопредприятия было закончено к концу 1941 года. Тогда же, предположительно, появились первые участки узкоколейной железной дороги. Подвижной состав был доставлен из Брянской области, которую вскоре оккупировали немцы. Через реку Чепцу, разделяющую торфомассив и город Кирово-Чепецк, был проложен временный деревянный мост. Он был заменён на металлический уже в начале 1950-х годов.

В послевоенное время узкоколейка продолжила своё развитие. Возникли новые торфопредприятия, объединившиеся в Каринское транспортное управление. Торфовозные линии почти доходили до старинного города Слободского, пересекали Транссибирскую магистраль, несколько крупных рек. Существовало несколько депо, в которых работали, помимо прочего, тепловозы ТУ2. Каринская сеть стала одной из крупнейших в Советском Союзе.

Кстати, собственное название сети было для торфовозных дорог уникальным. Обычно они назывались "УЖД такого-то торфопредприятия". Название вида "Каринская узкоколейная железная дорога" было характерно больше для лесовозных сетей. Интересная специфика...

1990-е годы стали, как и везде в России, периодом упадка. В 1992 году была закрыта сразу половина сети. Отдельные участки, уже не связанные с основной сетью, проработали ещё несколько лет. Тем не менее, оставшаяся часть линий работала ещё долгие годы и находилась в хорошем состоянии.

В 2010 году началась разборка основной сети. Основная причина - отказ Кирово-Чепецкой ТЭЦ от торфяного топлива и переход на использование газа. В начале 2012 года по железной дороге прошел последний грузовой поезд, после чего была уничтожена большая часть сети. Остался только участок Новый - Техническая, по которому продолжает пять раз в день курсировать пассажирский поезд. Причем этот небольшой фрагмент является самым пассажиронапряженным в России среди узкоколеек. Пять поездов в день - об этом жители Алапаевского района, увы, могут только мечтать... И все же, пассажирское движение неоднократно было под угрозой отмены. Будущее "кирово-чепецкого трамвая" остается неопределенным.

Наша поездка по этой уникальной дороге состоялась 22 июля 2014 года, в последний день пребывания в Вятской земле.

Кирово-Чепецк - город молодой, ни на что не похожий, но при этом достаточно однообразный. Пожалуй, именно узкоколейка и является его главной достопримечательностью. Все путешественники (а до нас их побывало здесь на удивление много) начинают свою поездку по ней с разъезда Новый, рядом с переездом через улицу Ленина. В 2012 году участок от Нового до Кирово-Чепецкой ТЭЦ тоже был разобран, о чем напоминает заасфальтированный переезд.

2014-07-22_09-58-53_917

Сразу и не догадаешься, что это железнодорожный тупик:

2014-07-22_09-59-05_726

Лишь подойдя поближе, можно увидеть рельсы. Здание слева - заброшенная будка дежурного по переезду.

2014-07-22_10-00-04_937

Собственно разобранный перегон Новый - ТЭЦ.

2014-07-22_09-59-30_302

До прибытия поезда осталось совсем немного времени. Пассажиры уже собрались на платформе.

2014-07-22_10-01-42_345

А вот и "трамвай" подходит. Такое название, как ни странно, популярно больше среди путешественников - любителей железной дороги, нежели у местных жителей.

На посадку-высадку и обгон локомотива (перецепку из головной части в хвостовую, чтобы двигаться обратно) заложено всего пять минут, поэтому мы торопимся занять сидячие места. Фотография сделана уже после прибытия на конечную станцию.

2014-07-22_12-15-04_611

В углу вагона - печка. Даже в жаркий июльский день она создавала непередаваемое ощущение уюта. Кто видел вживую - поймёт :)

2014-07-22_12-15-15_300

Вот и отправление. Снова раскачивание и скрип, характерные для узкоколеек, которые мне доводилось годом ранее прочувствовать в Алапаевске. Только вот вместо уральской тайги - выемка и городские промзоны.

2014-07-22_10-32-36_687

Живописное сочетание гаражей и местной флоры.

2014-07-22_13-52-38_127

Через линию узкоколейки переброшены даже пешеходные мосты.

2014-07-22_13-55-33_242

Проглядываются и жилые районы позднесоветского времени.

2014-07-22_13-48-55_43

Первая остановка называется необычно - Вернисаж. Названа она... по расположенному поблизости магазину!

2014-07-22_10-33-55_643

Проезжаем рядом с храмом в честь Александра Невского, открытым в 2012 году.

2014-07-22_13-47-04_413

И останавливаемся на следующей остановке - бывшем разъезде Боёво. Рядом с платформой можно видеть остатки второго пути:

2014-07-22_13-45-52_765

Переезд через автомобильную дорогу служит своеобразной границей границей города.

2014-07-22_13-44-35_223

Узкоколейный путь спускается с высокого берега по выемке...

2014-07-22_13-43-39_105

И оказывается на живописном мосту через реку Чепцу - одному из крупнейших на узкоколейках. Раньше он даже был охраняемый.

За мостом начинаются уже совершенно другие пейзажи.

2014-07-22_10-46-06_921

Старица Чепцы в пойме - озеро Карасово:

2014-07-22_10-43-36_312

Где-то далеко виднеется город...

2014-07-22_10-48-08_512
2014-07-22_13-40-12_151

А сосновые леса среди моря цветов смотрятся просто прекрасно:

2014-07-22_13-28-30_442

С юга появляется грунтовая дорога.

2014-07-22_10-49-59_796

А вот и старинная косилка. Прямо-таки динозавр. Уже и не помню, где последний раз доводилось видеть подобный чудо-агрегат:

2014-07-22_10-51-15_210

Но вскоре лесные пейзажи прерываются видом на дачные участки...

2014-07-22_13-24-31_648

А затем - и на локомотивное депо.

2014-07-22_11-00-23_193

Вот и поселок Каринторф. "Трамвай" прибывает на конечную станцию с прекрасным и оригинальным названием Техническая :) Кстати, этот маршрут является единственной постоянной связью Кирово-Чепецка и поселка Каринторф, который формально считается частью города. У нас есть еще более двух часов, чтобы осмотреть станцию и поселок, который тоже заслуживает внимание.

2014-07-22_11-03-37_437

Платформа здесь тоже оригинальна - что-то вроде провинциальных остановочных платформ электричек вдали от областных центров.

2014-07-22_11-04-12_284

Здание дежурного по станции (прошу прощение за смазанность снимка).

2014-07-22_11-03-01_812

Каринская узкоколейка - единственная в России, где используется оригинальная автоматическая сцепка наподобие СА3, которая распространена на железных дорогах широкой колеи. Нечто подобное было в Белорецке на Урале, где узкоколейная магистраль была разобрана уже довольно давно.

2014-07-22_11-04-37_291

Привет от работников депо на подножке :)

2014-07-22_11-03-59_771

Общий вид на станцию. Слева - отставленные от работы грузовые вагоны.

2014-07-22_11-10-11_46

В депо такая же атмосфера: запустение, но жизнь потихоньку идёт.

2014-07-22_11-12-15_644
2014-07-22_11-15-41_14

Автоматические стрелки - очередное напоминание о былой роскоши.

2014-07-22_11-26-27_247

На боковом пути дополнительные вагоны стоят в ожидании "пикового" рейса. Да-да, пассажиров тут ездит немало.

2014-07-22_11-28-09_984

И плакаты родом из далёкого Советского Союза. На одном из них - логотип эмблема Каринского транспортного управления.

2014-07-22_11-28-15_73

В самом посёлке Каринторф стоит столь же оригинальная и неповторимая атмосфера. Нигде больше не приходилось наблюдать сочетание домов, построенных пленными немцами в своеобразном стиле, соснового леса, многочисленных приветов из прошлого, а главное - почти полного отсутствия людей и движущихся автомобилей.

2014-07-22_11-39-16_567
2014-07-22_11-50-22_36

Возвращаемся на станцию. Фотография сделана из открытой двери тамбура вагона.

2014-07-22_12-24-04_735

На обратном пути пассажиров было гораздо больше. Многим даже пришлось стоять. На остановочном пункте Бор, который поезд утром проехал без остановки, садились ягодники.

2014-07-22_13-33-01_936

На разъезде Новый пассажиры уже ждали "трамвай".

2014-07-22_13-56-47_609

Прощальный вид на станцию:

2014-07-22_14-00-37_70

Мы идем на автобусную остановку и дожидаемся автобуса до Кирова. Оттуда, в свою очередь, нам предстояло, набравшись впечатлений от двухнедельного путешествия по Средневолжским краям, возвращаться домой в Подмосковье, чтобы долгими зимними вечерами любоваться фотографиями, прокручивать в голове воспоминания и изредка писать на основе них фотоотчёты :)

Спасибо за внимание!

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 4
IRC: 8
Jabber: 1
( состояние на 12:54 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет