Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Короли эпизода советского кино, часть четвёртая

Короли эпизода советского кино, часть четвёртая

Продолжение статьи про актёров, которые много и заметно снимались в эпизодах.

Владимир Гуляев

Короли эпизода советского кино, часть четвёртая

Родился 30 октября 1924 года в Свердловске. С ранних лет мальчик мечтал о небе и по окончании школы собирался стать летчиком. Ему не исполнилось и семнадцати, когда грянула Великая Отечественная война. Эмоциональный порыв нашего народа, готового встать на защиту Родины, был невероятно высок. Владимир, вместе с другими подростками, осаждал военкоматы с требованием отправить его добровольцем на фронт. Но его не взяли по возрасту, и Владимир поступил на работу слесарем в авиационную мастерскую в Перми.

В 1942 году Владимир Гуляев был принят в Пермскую авиашколу, которая выпускала лётчиков-бомбардировщиков. Осенью того же года он приступил к самостоятельным полетам, а еще через год — 6 ноября 1943 года, прямо с парада на Красной площади, Гуляев был отправлен на фронт в звании младшего лейтенанта.

Воевать Владимиру Гуляеву довелось сначала в 639 полку 211-й штурмовой авиадивизии, затем в 335-й штурмовой авиадивизии. Уже в первом бою он проявил героизм и получил свою первую награду. В дальнейшем же Гуляев стал настоящим летчиком-асом, наводящим ужас на врага. На его счету – бесчисленное количество удачных боевых вылетов, уничтоженные железнодорожные составы, склады, зенитные батареи и проч. Фашисты поставили себе целью – во что бы то ни стоило уничтожить Гуляева. Но Владимиру каждый раз сопутствовала удача. В итоге 24 июня 1945 года лейтенант Гуляев стал одним из участников торжественного Парада Победы на Красной площади. Участие в Параде Победы с тех пор для него стало, по его словам, самым главным событием в жизни.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество был награжден: Двумя орденами "Красное Знамя" — 05.07.1944 и 12.05.1945; Орденом "Отечественной войны I степени" — 18.04.1945; Орденом "Отечественной войны II степени" — 1985; различными боевыми медалями.

В годы войны Владимир Гуляев был несколько раз контужен, перенес малярию и несколько тяжелых ранений. Все это отразилось на его здоровье, и продолжить карьеру летчика после войны он не смог. Отчаянный и упорный характер подтолкнул его попробовать силы в другой сфере, и Владимир поступил во ВГИК на курс Михаила Ромма и Сергея Юткевича. В 1951 году окончил ВГИК (курс Михаила Ромма и Сергея Юткевича). В 1951-1988 годах — актёр Театра-студии киноактёра.

Сниматься актёр начал сразу же. Амплуа актера определилось как-то сразу – «простой советский парень», общительный, с ироничным взглядом. Однако, лукавые глаза Гуляева, его ироничный взгляд не позволяли использовать его на главных ролях мужественных строителей новой жизни. Он играл преимущественно друзей героев или их оппонентов. С конца 1960-х годов актёр снимался только в эпизодах. Значение персонажей Владимира Гуляева в картинах тех лет весьма велико, и представить себе кинематограф 50-х – 60-х без этого замечательного актера сложно.

Владимир Гуляев был очень прост в общении — во время многочисленных встреч со зрителями, проходившими в Дворцах культуры Самары и Самарской области, он охотно отвечал на многочисленные расспросы. Так, например, рассказал, что песня, которую исполнял его герой Журченко — самовлюблённый пошляк из фильма «Весна на Заречной улице» родилась экспромтом. Подобные куплеты Владимир слышал до войны в родном дворе. А саккомпанировал Гуляеву на гитаре широко известный ныне режиссёр Петр Тодоровский, который работал оператором-постановщиком на картине «Весна на Заречной улице». Владимир Гуляев был жизнерадостным человеком. Гуляев не стеснялся выступать на встречах со зрителями в самых отдаленных клубах и Домах культуры. Там, куда часто отказывались приезжать его более именитые коллеги. Гуляев любил простых людей, любил своих зрителей. И те отвечали ему взаимностью. Высокого роста, элегантный и подтянутый (сказывалась военная выправка) Владимир Леонидович мгновенно располагал к себе зрительный зал. Пока крутили ролики с отрывками из картин, в которых он снимался, Гуляев рассказывал о съёмках. Не просто механически повторяя текст выступления, а внося в него эмоциональные оттенки. Каждую встречу со зрителями Гуляев вёл по-новому. Любил пошутить, рассказать анекдот. Всё это добавляло сердечности в процесс общения. Для зрителей к концу творческого вечера он был не приезжей знаменитостью, а близким другом, с которым не хотелось расставаться. Уж очень интересно рассказывал он о себе и своих друзьях Николае Рыбникове, Юрии Никулине, Юрии Белове. Те, кому посчастливилось лично общаться с Владимиром Леонидовичем, замечают, что от него исходило колоссальное обаяние и положительная энергетика. А ещё он был автомобилистом. Самозабвенно увлекался автоделом, очень любил возиться с машинами. Тяга к технике осталась у Гуляева ещё с войны. Ему, бывшему лётчику, нравилась скорость, нравилось ощущение руля в руках, ощущение, когда машина подчиняется человеку.

Ушёл из жизни 3 ноября 1997 года в Москве. Похоронен актёр на Кунцевском кладбище столицы.

Николай Трофимов

Короли эпизода советского кино, часть четвёртая

Родился 21 января 1920 года в Севастополе, в семье рабочего.

В школе на уроках литературы у него хорошо получалось чтение отрывков из произведений. Призвание актера Николай Трофимов почувствовал рано – и с большим успехом импровизировал на переменах перед одноклассниками. Одноклассники восторгались, ценили Колькин юмор, взрослые жаловались Колькиным родителям на сына – «срывает уроки». Творческая карьера юного актера тоже началась рано — дебют в 14 лет на профессиональной сцене севастопольского ТЮЗа: роль невольника в спектакле «Хижина дяди Тома». Пришло время выбора профессии. Сомнений не было — Николай Трофимов поехал подавать документы в театральный институт.

Николай Трофимов по окончанию школы в 1937 году поступил в Театральный институт им. А. Н. Островского в Ленинграде. Николай учился по классу актерского мастерства у Бориса Вульфовича Зона, тогда художественного руководителя нового ТЮЗа на Владимирском. Борис Зон ездил в Москву на уроки к самому Станиславскому и потом щедро делился всем со своими учениками.

Выпускные экзамены были позади, но началась война. В годы Великой Отечественной войны Николай Трофимов служил в рядах Военно-Морского Флота, сначала в Центральном ансамбле ВМФ солистом «Ансамбля пяти морей» И. И. Дунаевского, а с 1944 года — актером Таллинского театра Краснознаменного Балтийского флота.

После демобилизации в 1946 году Николай Трофимов начал работать в Ленинградском театре комедии у Николая Акимова. Редкий артист не мечтает об этой прославленной сцене. Здесь Николай Трофимов получил свою первую большую роль в комедии «Путешествие Перишона», здесь прослужил 17 лет, здесь сыграл более трех десятков ролей, здесь Епиходов в «Вишневом саде» и Хлестаков в «Ревизоре» принесли ему бесконечную любовь и большое признание зрителей.

В начале 60-х Николай Трофимов перешел к гениальному Георгию Товстоногову в труппу БДТ, и сразу стал его любимым актером. «Надоело играть комедии, которые, к тому же, писались нашими авторами, где была борьба хорошего с еще более лучшим — и ничего острого. Хотелось сыграть трагикомедию или что-то подобное, поэтому в 1964 г. я перешел к Товстоногову, где и тружусь непрерывно без малого 40 лет», — откровенно отвечал актер на провокационные вопросы о своем уходе из театра комедии.

На сцене Большого драматического Николай Трофимов познал множество творческих взлетов и открытий в спектаклях, поставленных Товстоноговым. Актер никогда не отказывался ни от больших, ни от малых ролей. Играл блистательно. Наиболее крупные роли мастера — Чебутыкин в «Трех сестрах» и Лебедев в «Идиоте», Перчихин в «Мещанах» и Акоп в «Хануме», Вафля в «Дяде Ване» и Расплюев в «Смерти Тарелкина» – стали хрестоматийными. А его мистер Пиквик в «Пиквикском клубе» — коронная роль! В этом спектакле актер в последний раз вышел на сцену БДТ. В этот день Николаю Трофимову исполнилось 85 лет!

В большом кино Николай Трофимов начал сниматься в 1940-х годах с легкой руки режиссера Сергея Бондарчука, который увидел артиста в «Пестрых рассказах» по произведениям А.П. Чехова. Сергей Бондарчук, готовившийся к киноэпопеи «Война и мир» по роману Льва Толстого, был так поражен игрой Трофимова, что сразу же утвердил его на роль капитана Тушина, без проб. Сергей Федорович, знавший о войне не понаслышке, увидел в комедийной легкости чеховского героя безграничные драматические возможности артиста-фронтовика. Режиссер безошибочно разглядел совершенно иного Трофимова – маленького человека на большой войне, доблестного воина, умницу-командира, за которым солдаты пойдут и в огонь, и в воду. С киноэкрана на миллионы зрителей смотрел герой из народа, который «тушуется» — фамилия Тушин! — в штабных коридорах, но на поле боя не теряет мужества.

Предложения сниматься посыпались как из рога изобилия, в основном актеру предлагали роли комедийного плана, скорее всего из-за оригинальной внешности артиста. Но исполнение в кино комедийных и трагикомических ролей — особое дарование!

Фильмы с участием Николая Трофимова всегда имели небывалый успех. Более 70 картин на большом экране, более 70 ролей! Героические и комические герои артиста и по сей день сеют добрые чувства, вызывают улыбку, заряжают зрителей неповторимой трофимовской теплотой.

«Моя тема – тема маленьких людей, которые незаметно делают большое дело. А еще я люблю читать философов, раньше специально ходил на лекции, философские обсуждения. Мечтаю сыграть интеллигента, чудаковатого философа, похожего на Сократа. Я так и представляю, каким бы он у меня был», – признался как-то актер.

В числе кинолент с участием Николая Трофимова много музыкальных: «Лев Гурыч Синичкин», «Табачный капитан», «Трембита», «Бедная Маша», «Цыганский барон», «Принцесса цирка» и еще много, много. «Таланты и поклонники», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Отцы и деды», «Степь», «Невеста из Парижа», «Шизофрения» — одни из многих фильмов, в которых Николай Трофимов снимался в драматической роли. Мастер, один из лучших комиков отечественного экрана, Николай Трофимов с гениальной простотой умел сочетать улыбку и сострадание, наделяя комедийные характеры элементами драматизма.

Николай Николаевич Трофимов скончался в ночь на 7 ноября 2005 года в петербургской Александрийской больнице от последствий инсульта. Похоронен актер 14 ноября на Литераторских мостах Волкова кладбища.

Георгий Тусузов

Короли эпизода советского кино, часть четвёртая

Геворк Луйспаронович Тусузян – как первоначально был назван будущий актер, а потом — Георгий Баронович Тусузов родился 27 марта 1891 года в Нахичевани, под Ростовом-на-Дону, в семье торговца. С малых лет он увлекся театром и принимал участие в гимназических постановках. А однажды даже сам написал пьесу о Шерлоке Холмсе, представляя, как зрительный зал неистово закричит: «Автора!» Но после спектакля автора никто не позвал. И лишь много лет спустя, он стал писать репризы для цирка, которые пользовались большим успехом. Правда, автора по-прежнему никто так и не вызывал.

В театре гимназии Тусузов выступал много и увлеченно. Чаще других ролей играл Подколесина в «Женитьбе». Профессия актера была тогда не почетна, да и родители были бы не в восторге, если бы их сын сразу после гимназии подался в театральный. Георгий Тусузов, по совету любимого учителя, отправился в Москву и поступил в университет на юридический факультет. Здесь он сразу же был зачислен в труппу любительского театра и всю учебу играл в спектаклях.

По окончанию университета Георгий Тусузов вернулся в Ростов, устроился помощником присяжного поверенного. С приходом Советской власти воцарил настоящий хаос. Тусузову поручили взяться за ликвидацию преступности в городе. Молодой присяжный не стал устраивать облавы и заполнять уголовниками и без того забитые тюрьмы. Натянув старенькую кепку, он отправился на общее собрание бывших зэков. К преступникам неожиданно обратился молодой юрист. Вдохновленный Тусузов произнес тогда лучший монолог всей своей творческой жизни. И вскоре товарищи ростовские воры, самые известные медвежатники и домушники, раскаялись в своей преступной деятельности и в великий день 1 мая дали слово, что дальше красть они не будут...

Будущий актер, однако, не забывал и про сцену. Сначала Тусузов играл в любительской армянской труппе при Нахичеванском драмтеатре, а затем случай привел его в знаменитую ростовскую Театральную мастерскую, на сцене которой выступали братья Шварц – Антон, будущий чтец и Евгений, будущий драматург. Так началась профессиональная сценическая деятельность Георгия Тусузова.

В 1921 году Театральная мастерская перебралась в Ленинград. Там она, правда, просуществовала всего один сезон и, не найдя помещения, распалась. По дороге в родной Ростов, сделав пересадку в Москве и встретив знакомого актера Александра Кошевского, остался работать в труппе под экзотическим названием «Нерыдай»

Театр-кабачок «Нерыдай» – это было ночное кабаре с лучшими поварами, изысканной кухней и шикарными актерами. Здесь блистали Игорь Ильинский и Рина Зеленая, Михаил Гаркави и Марк Местечкин. Здесь, рядом с шикующими нэпманами, ужинали Асеев, Эрдман, Мариенгоф, Маяковский, Ардов, Галаджев, Иван Поддубный. «Нерыдай» имел успех и приносил немалые деньги. Но, тем не менее, актеры «Нерыдая» тянулись к более художественным формам, перекраивая обычаи кабачка. Стремились делать программы не для жующих, а для слушающих.

Георгий Тусузов увлекся пародиями. Но главное – актер был виртуозным конферансье не просто объявляющим номера, он был посредником между сценой и залом, молниеносно реагировал на любые реплики из зала, мгновенно ориентировался в ситуации, был остроумнейшим человеком. Выход конферансье был даже самостоятельным номером.

Новая и, пожалуй, главная страница биографии Георгия Бароновича Тусузова, началась, когда он стал артистом Московского театра сатиры.

Попав в блистательное окружение ярчайших звезд, великих комиков Поля, Кара-Дмитриева, Корфа, Хенкина, Курихина, Рудина, Холодова, Слоновой, Валентины Токарской, Милютиной, актер совсем не растерялся. При всем том, что каждый из них непроизвольно тянул одеяло на себя, превращая свой выход в отдельный спектакль, настоящий бенефис. Георгий Тусузов же облюбовал уютное местечко на втором плане. Он сконцентрировался в эпизоде, проявив всю мощь своего уникального таланта на этом маленьком плацдарме.

Он был редким, неповторимым актером. Георгий Тусузов вошел в историю как непревзойденный монарх эпизода, виртуоз, драматург маленькой роли, способный из бессловесного прохода по сцене сделать шедевр. «Если бы Тусузова не существовало, его надо было бы выдумать», – сказал однажды главный режиссер Московского театра сатиры Валентин Плучек.

И это об актере, который ни разу не сыграл ни одной главной роли. Более того, сотни статей и искусствоведческих трудов упоминают имя Георгия Тусузова, ссылаются на его бессловесные эпизоды в спектаклях. Его легендарного Гостя из спектакля «Клоп» воспели все театральные критики страны, хотя этого образа у Маяковского и в помине не было Сцена «красной» свадьбы шла двадцать минут, столько же находился за столом тусузовский Гость. Но он не просто находился, он жил: думал, переживал, кушал, подергивал плечами в разгар танцев. Он все рассказал о себе без единого слова.

Конечно же, далеко не все роли Георгия Бароновича были бессловесными. А всего на сцене Театра сатиры Тусузов сыграл более ста пятидесяти ролей. Он великолепно ладил с партнерами. В «Потерянном письме» актер играл адвоката Брынзовонеску в дуэте с блистательным комиком Владимиром Лепко, игравшем его начальника. Потом актеры дружил много лет.

Осенью 1941 года они вместе поехали на фронт в составе одной из двух фронтовых бригад Театра сатиры. Одна из них не вернулась... Другая давала концерты на передовой, в госпиталях, в частях ПВО. Георгий Баронович Тусузов пробыл на фронте почти всю войну, хотя ему уже было за пятьдесят.

Однажды их бригада попала в окружение, актеры были на волосок от смерти. Лепко с трудом передвигался, и маленький человечек, Егорушка Тусузов, вынес его на своих плечах из этого ада. Спас ему жизнь. Лепко его боготворил, не расставался с ним до конца дней, и все умилялись их трогательной дружбе и поражались героическому характеру Георгия Бароновича.

В кинокомедии «Девушка без адреса» актер сыграл старого соседа Феоктистыча. Сцена в коммуналке была лучшей во всем фильме – героя Николая Рыбникова, приняв за вора, запирают в туалете, а на стражу ставят «единственного мужчину в квартире», Феоктистыча. Весь эпизод Тусузов не выпускает из рук чайник, да еще и угрожает им незнакомцу: «Учтите, у меня в руках кипяток!»

Этот чайник – явная удачная находка актера. С ним он прибегает на шум, с ним же забирается на хлам, чтобы заглянуть в окошко ванной комнаты. А затем выскакивает на улицу, сопровождая незадачливого влюбленного к милицейской машине, правда, на этот раз в его руках не менее грозное оружие – веник.

К сожалению, кинематографические работы Георгия Тусузова менее колоритны, чем театральные. Или экран не смог передать какие-либо нюансы актерской импровизации, или сам Георгий Баронович органично чувствовал себя только на сцене. Но, при всем при этом, и в кино актера использовали весьма эксцентрично.

Он был старейшиной экзотического племени людоедов в «Человеке ниоткуда» и мужественным гладиатором в комедии «Разбудите Мухина!». Он скакал на голове по арене цирка в киноальманахе «Две улыбки», блуждал по лабиринтам поваром Безноговым портового строительства в комедии «Девичьей весне», и «непробиваемый» экскурсовод в приключении «Корона Российской империи, или снова неуловимые» ...

Но, конечно же, в памяти благодарных зрителей Георгий Тусузов навсегда останется старым паном Пепусевичем, который тихонько похрапывал в уголке в комедии «Кабачок «13 стульев». А затем пан Пепусевич перекочевал в выпуски популярнейшей в застойные годы одноименной телепередачи. К сожалению, все репризы с героем Тусузова были столь же невелики, как и все другие кинороли короля эпизода.

Георгий Баронович Тусузов прожил 95 лет. Этот факт тоже служил поводом для многочисленных шуток. Более добрая гласила: «В театре есть два старейшины – Егорушка Тусузов и Георгий Менглет. Чего не помнит Менглет, всегда напомнит Тусузов. Чего не помнит Тусузов – не помнит и Менглет». И немного черная шутка, принадлежащая Анатолию Папанову, появилась в период, когда театр стал довольно часто хоронить своих работников, совсем еще нестарых людей. Папанов громогласно заявил: «Умереть не страшно. Страшно, если над твоим гробом в почетном карауле будет стоять Егорушка».

Георгий Тусузов по-прежнему выходил на сцену. К своему девяностопятилетию актер насчитал 2847 сыгранных за всю жизнь ролей! Когда Леонид Осипович Утесов поинтересовался у него: «Егор, в чем секрет твоего долголетия?» – Тусузов с присущим ему чувством юмора ответил: «Никому не говорил, тебе раскроюсь. Секретов три: я никогда не занимался спортом, не ел домашнюю пищу и не был официально женат!»

Последние годы, когда ему уже было очень трудно, театр проявил заботу о своем ветеране. За ним ухаживала женщина, из театра носили горячие обеды. В самый последний год жизни у Георгия Тусузова отказали ноги. Его обнаружили сидящим на ступеньках служебного входа. Георгия Бароновича поместили в Дом ветеранов сцены. Работать он уже не мог и вскоре (2 февраля 1986) умер. Наверное, все это время его поддерживала мысль о сцене, жажда выходить к зрителям, работать. А когда это стало невозможно, жизнь для великого артиста потеряла всякий смысл…

Владимир Федоров

Короли эпизода советского кино, часть четвёртая

Владимир Федоров родился 19 февраля 1939 года в Москве. Отец и мать были безмерно счастливы, что у них есть сын, пусть даже непохожий на других. Поэтому к развитию ребенка отец сразу подошел нестандартно: с пеленок вместо погремушек Вова играл гайками, болтами, отвертками.

Юность у Владимира Федорова была непростой, необеспеченной: рано остался без родителей с двумя младшими братьями на руках. Володя учился в седьмом классе, когда его мать на долгие годы слегла в больницу, а у отца появилась другая любовь, и он ушел вить новое гнездышко. И Владимир, как старший мужчина в семье, взялся ее содержать.

Подрабатывал фотографом, чинил и собирал электроприборы, швейные машинки. Его младшие братья, как и родители, были физически нормальными людьми, а Владимир родился вот таким человеком-таксой, при нормальном туловище – короткие руки и ноги. На самом деле такие характерности встречаются часто, только выражены они в разной степени. У деда Владимира были короткие ноги при длинном туловище, а вот ему передалась эта особенность в большей степени выраженности.

Еще с шести лет Владимир Федоров увлекся радиотехникой, и так всерьез и надолго, что после школы пошел учиться в МИФИ на физика — ядерщика, после чего 20 лет проработал в Курчатовском институте. Он автор более 50 научных трудов и изобретений.

Актерство ворвалось в жизнь Владимира Федорова, как резкий порыв ветра в распахнутое окно. Свою физику он боготворил, словно любимую женщину. Театры обходил стороной, ибо все, что там происходило, ему жутко не нравилось.

Но однажды ассистент режиссера Александр Птушко фильма «Руслан и Людмила» заметил его в джазовом клубе и предложил попробоваться на роль Черномора. Федоров согласился, и с того момента зажглась его звезда.

До него на роль пробовался Ролан Быков, но взяли Федорова, чисто из-за фактуры. Поначалу, конечно, было страшновато, очень боялся камеры. И вообще был словно в состоянии контузии. Но постепенно освоился и даже стал интересоваться, как и что происходит за кадром. Федорову очень повезло, что в первом его фильме около него оказался такой мастер, как Александр Птушко, авторитет которого был непререкаем. Он был действительно диктатором на площадке и не принимал никаких импровизаций не только со стороны такого вот совершенно неожиданно возникшего актера, как Федоров, но и таких мэтров, как Невинный, Носик, Мартинсон.

После Черномора роли посыпались одна за другой. Доселе неизвестного актера – Владимира Федорова узнала вся страна. Не успевал отсняться в одном фильме, тут же приглашали в другой. Более ранние работы актера: «Руслан и Людмила», «12 стульев», «Дикая охота короля Стаха», «Любовные затеи сэра Джона Фальстафа», «После дождичка в четверг». Но даже в кино Владимира Федорова, бывало, обижали. На съемочной площадке мог раздаться вопль режиссера: «Покажите его кривые ноги крупным планом! А теперь — макушку сверху!»

Кинолента «Через тернии к звездам» произвела на зрителей ошеломляющее впечатление своей необычностью. Странные герои, мрачная планета, ужасающая пена, пожирающая все живое. Горы трупов, причем и «плохих», и «хороших». Не говоря, уже о том, что впервые в кино заговорила экологическая тема, и от того очень странной казалась пометка «фильм – детям». Но самым неожиданным стало появление главного злодея – страшного фанатика, мерзкого гения некого Туранчокса. Когда он выскочил из-за стола и показался во весь рост, ахнули не только герои фильма, но и зрители: «Да он карлик!» Это было весьма эффектно.

Он был оценен театральными постановщиками. Первым на профессиональную сцену его вывел Роман Виктюк. Федоров играл в спектаклях театра имени Евгения Вахтангова. Яркий, острохарактерный актёр, обладающий специфической внешностью, играл роли карликов – причём, как в сказках, так и в драматических постановках.

И вот уже более десяти лет Федоров служит в Театре «У Никитских ворот», играет в четырех спектаклях: в «Ромео и Джульетте» в роли Аптекаря, в «Фанфан-тюльпане» — Лебелье, в «Невидимке» — Харстер и главную роль Добсона в спектакле «Два Набокова».

«Кино и театр – это хобби, которое давно переросло в профессию, – сказал как – то актер. – За свою работу я получаю деньги, меня приглашают на съемки, дают новые роли в театре. И сейчас уже никто не может сказать, что Федоров дилетант». Артист доволен своей жизнью. Но как всякий актер, как профессионал, он всегда ждет большего. Перефразируя Владимира Высоцкого, можно сказать, что лучшая гора – та, на которой ты еще не бывал, а лучшая роль – та, которую не играл. Владимир Федоров всеядный, ему интересно все. Но, наверное, ему хотелось бы, чтобы режиссеры использовали его более широко, а не только его фактуру.

Сегодня в кино Федорова зовут редко. Последний раз снялся в небольшой роли у Андрона Кончаловского в «Доме дураков».

Владимир Федоров был женат 4 раза. Первая жена была из театральной среды. Причем это была очень красивая девушка, в то время как он был совершенно неизвестным человеком. И более того, когда он завоевал красивую, лишенную каких бы то ни было физических недостатков, много моложе себя девушку, среда, в которой они находились, была сильно возмущена. Оценка личности в ту пору была невысока, важна была внешность, положение. Так вот, вдруг появился начинающий актер, тогда еще студент, Толя Шаляпин. И увел у Федорова жену. При этом обосновал свой поступок в его присутствии так: «Я не говорю о том, что вы ее биологически не достойны. Но я хочу спросить: что вы можете ей дать с вашей ядерной физикой и логарифмической линейкой?» И Федоров, вдруг, понял, что он прав.

Со второй женой Владимир Федоров прожил долгие годы и похоронил ее. У актера четверо детей. Старший сын трагически погиб. А старшая дочка – в отца: любит все, что связано с техникой. С малых лет обожает молотки, пилы, отвертки. А вот второй сын, Миша, оказался, как и все, контуженным внезапностью перемен. Он умный, немножко нестандартный в своем восприятии жизни, но ему передалась федоровская повышенная чувствительность. Он, конечно, задает вопросы, очевидные для него: «Что ж ты, такой умный и работящий, все время работаешь, а мы так скромно живем?! В то время как люди самые посредственные самыми минимальными усилиями достигают такого преуспевания в жизни!»

Каждая новая семья – это как бы другой слой жизни. Они как-то параллельно существуют, как два измерения. И Владимиру Федорову бывает, иногда, очень трудно сосуществовать в этих двух измерениях органично. Тем не менее, он пытается это сделать, чтобы доставить минимальный дискомфорт старшей и младшей семье.

И опять в 60 лет Федоров остался один. И опять стал искать жену, наверное, уже последнюю за его жизнь. Нашел. Последняя, его четвертая жена Вера, как он считает, — самая ценная и уникальная. Симпатичная девушка, с короткой стрижкой и пронзительными глазами увидела Федорова в кафе театра и подошла, чтобы вместе сфотографироваться. Познакомились. Оказалось, Вера приехала из Петрозаводска на семинар, ей 30 лет. 30 — против — его 65! Вместе смогли жить только спустя полтора года после знакомства.

Вера и Владимир Федоровы живут очень скромно. В театре зарплата небольшая, Вера подрабатывает в фитнес-клубе. А главное очень многого достигли, выдержали экзамен на выживание, доказав, что это возможно при любых условиях и в любом состоянии. Это смело и вызывает восхищение.

Владимир Федоров не перестает удивлять. Его комната представляет собой настоящую лабораторию радио– и телеаппаратуры: тысячи проводов, инструментов, неведомых обычному человеку железяк и приборов. На полках – скульптуры и абстрактные конструкции из металла.

Иногда, кажется, что это человек может все. Сняться в необычной для его внешности роли, сыграть в любом по жанру спектакле, написать книгу, собрать из хлама компьютер. Он может протанцевать на дискотеке всю ночь, в очередной раз создать новую семью и подарить стране еще одного юного гражданина, наконец, дать просто разумное и доходчивое объяснение любому явлению, как научному, так и социальному. Он трудяга, он умница, он философ. И вся его жизнь, как у Мюнхгаузена, – подвиг.

Николай Крюков

Короли эпизода советского кино, часть четвёртая

Родился 25 июня (8 июля) 1915 года в селе Замытье Тверской губернии. Трудовую жизнь начинал на одном из заводов, но в 1930-е годы всерьёз увлёкся театром и поступил в студию при Ленинградском БДТ (окончил в 1935 году). С 1936 года он играл в театре-студии под руководством С.Э. Радлова (с 1939 — Театр имени Ленинградского Совета). Играл ведущие роли и пользовался большим успехом в Ленинграде. Кстати, тогда же его впервые позвали в кино: в 1938 году он снялся в фильме "Морской пост".

В 1940 году Н. Крюков начал сниматься в фильме «Политрук Колыванов», но эта картина не была завершена — началась война. Он вспоминал: «Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военизированное положение. Мы оставались в театре всё время … Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов». Переживая все тяготы блокады, актёры как могли выполняли свой профессиональный долг перед жителями города, даже в это тяжёлое время заполнявшими зал. Последний раз Крюков вышел на сцену в блокадном Ленинграде 21 декабря 1941 года — роль жизнерадостного Кости он играл потерявшим силы от дистрофии. Актёра пришлось отправить в лечебный стационар. В конце января продолжать работу стало невозможно. Не было электричества, актёры уже не могли работать от голода и холода. В феврале было принято решение об эвакуации театра. «Меня привезли на Финляндский вокзал на финских санях, я еле двигался» — рассказывал в своих записках Крюков. В начале марта театр эвакуировали в Пятигорск.

Первый спектакль состоялся 30 апреля 1942 года — показали «Свадебное путешествие». 6 августа состоялась премьера «Гамлета». Фронт был уже совсем близко, но театр оставался в городе — местные власти опасались паники, если театр эвакуируют. Только в ночь на 8-е августа часть актёров, в основном семейных, отправили в Нальчик на попутных военных машинах, а уже 9-го утром в город вошли немцы. Не успевшие эвакуироваться актёры вместе со своим режиссёром С. Э. Радловым и его женой, заведующей литературной частью театра и переводчицей А. Д. Радловой, оказались в оккупации.

Вскоре при регистрации населения немецкие власти обнаружили оставшихся актёров радловского театра и работавшего в городе одновременно с ним театра оперетты. Крюков вспоминал: «Был приказ о работе. Мы, сколько могли, тянули: отговаривались тем, что состав труппы неполный — нужно время для восстановления спектаклей, многих исполнителей не хватало и т. п. Но и это не могло продолжаться вечно. Были приняты кое-кто из случайно оставшихся актёров, кое-кто пришёл к нам из состава оперетты. И начали работать…».

В январе 1943 года район КавМинВод был освобождён, но перед своим отходом из Пятигорска немцы под конвоем отправили актёров в Запорожье. Здесь «Петроградский театр под руководством Радлова» — так теперь назывался коллектив — работал до октября. Фронт приближался. Покидая Запорожье, немцы вывезли актёров в Берлин. Здесь было уже не до работы: бомбёжки союзников, город горел. Труппа распалась. Одни решили уходить на север Франции, другие — Радловы Сергей и Анна, Н. Крюков, Т. Якобсон, Н. Трофимов и др. — добрались до городка Ла Фоссет на юге. Чтобы как-то прожить, выступали перед жителями и в лагерях для русских военнопленных. После освобождения Франции союзниками работали в Марселе, где встретились с представителями советского командования. В январе 1945 перебрались в Париж, откуда вскоре Радловых, а затем и оставшихся актёров отправили в Москву, где они были осуждены «за измену родине и сотрудничество с оккупантами».

Николай Крюков избежал серьёзных репрессий, но, как и других актеров радловского театра, его не брали ни в один московский или ленинградский театр. Работал в провинциальных театрах — в Тбилиси, Твери, Ростове-на-Дону.

В 1958 году Н. Крюков вернулся в Ленинград и был принят актёром на киностудию «Ленфильм». Здесь, в 43 года, началась вторая половина его творческой жизни — в кинематографе, гораздо более известная, чем первая. Началась более чем успешно — с роли лётчика Бена Энсли в фильме «Последний дюйм» по одноименному рассказу Джеймса Олдриджа. Фильм принёс ему широкую известность и премию Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль года. В 60-х годах Н. Крюков сыграл в 30 фильмах, среди которых «Акваланги на дне» (1965), «По тонкому льду» (1966), «Туманность Андромеды» (1967), «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968). В 70-х в его творческом активе также около 30 ролей, из которых особенно запомнились «Земля Санникова» (1973), «Бронзовая птица» (1974), «Смерть под парусом» (1976), «В зоне особого внимания» (1977). В 1980-е годы с его участием вышли фильмы «Петровка, 38» (1980), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (2 серии, 1980), «Россия молодая» и «Остров сокровищ» (оба в 1982), «Хлеб — имя существительное» (1988). С 1990 по 1992 гг., когда ему было уже за 75, Н. Крюков снялся 10 фильмах: «Палач» (1990), «Белые одежды» (1992), «22 июня, ровно в 4 часа» (1992) и др. У него было не много главных ролей, но благодаря характерной внешности, мастерству перевоплощения и убедительности, создаваемые им образы легко и надолго запоминались даже в небольших эпизодах. И, тем не менее, «тёмное пятно» в биографии, связанное с работой в немецком плену, видимо, сказалось в том, что лишь в 1991 году известный советский актёр, сыгравший около ста ролей в театре и кино, получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Ушёл из жизни в Санкт-Петербурге 17 апреля 1993 года. Похоронен актёр на Серафимовском кладбище, рядом с могилами офицеров флота. На скромном постаменте выбита надпись «Истинно народный».

Владимир Смирнов

Короли эпизода советского кино, часть четвёртая

Владимир Смирнов родился в 1937 году. Сниматься начал в 50-е годы. Играл в основном роли второго плана, часто играл военных, сотрудников милиции или прокуратуры, создавал яркие и запоминающиеся образы (напр. «Возвращение Святого Луки», «Петровка, 38», «Приступить к ликвидации»).

Запомнился зрителям по яркой роли Ландлорда, "хозяина" явочной квартиры в Берне, которую Владимир Смирнов блестяще исполнил в знаменитом сериале "Семнадцать мгновений весны" (1973). Одна из лучших ролей — Сергей Долганов в мелодраме "Встретимся у фонтана" (1976). Кроме актерской и театральной деятельности, Владимир Смирнов озвучил несколько кинофильмов.

Умер в 2003 году.

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Источники:

http://kino-ussr.ru

www.kino-teatr.ru

www.rusactors.ru

http://www.ria.ru

http://1001material.ru

http://zobxan.narod.ru

http://chtoby-pomnili.com

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 4
IRC: 7
Jabber: 0
( состояние на 06:58 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет