Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Вятский водопровод — 2

Напомню, что в этом году водопроводу в нашем городе исполняется 115 лет.

вятский водопровод — 2

На снимке перекресток улиц Воровского и Карла Маркса в 1960-е годы. Снимок из альбома Лысовых (ГАСПИКО). Именно здесь в 1900 году появилась водозаборная будка.

Продолжаю рассказывать историю этой важной части нашей повседневной жизни. Развитие водопровода в нашем городе подробно описано в книге И.В. Беляева и В.В Жуйского "Вятский водопровод". Первую часть читайте здесь, а сейчас - продолжение.

«Встал вопрос и о завершении строительства первой очереди водопровода, которая должна была замкнуть систему магистрального водопровода в кольцо. Из-за недостатка средств (недостаток средств на протяжении всей истории вятского водопровода был основным препятствием для его успешного функционирования и развития) главное кольцо водопроводной сети к торжественному открытию закончено не было. Между тем, завершение работы над первой очередью сулило значительные выгоды.

Во-первых, завершение кольца давало возможность использовать одновременно оба паровых насоса и подавать в два раза больше воды городу, тогда как при незавершённой работе мог работать только один насос.

Во-вторых, при малейшей поломке водопроводной сети должна была прекратиться подача воды как в больницу, так и во все водопроводные будки, при устройстве же кольца поломка не препятствовала подаче воды по всей длине трубы, за исключением небольшой части вокруг места поломки.

На заседании Думы 26 апреля 1900 г. было решено продлить водопровод (замкнуть кольцо) по проекту инженера Зимина, то есть построить трассу по ул. Кукарской (Красноармейская) до ул.Владимирской (К.Маркса), далее по ул.Владимирской до ул.Спасской; установить водоразборную будку на углу ул.Владимирской и Семёновской (Воровского); от ул.Кукарской устроить ответвление на Ивановскую площадь (совр.Центральный рынок); там устроить водоразборную колонку.


Ул. Карла Маркса от Воровского на юг в сторону Центрального рынка. 1960-е годы, альбом Лысовых.

На завершение строительства первой очереди водопровода управа испрашивала 9 939 рублей, предлагая возбудить ходатайство перед министерством внутренних дел об ассигновании из пожарного капитала на устройство водопровода 15 000 рублей, сроком на 10 лет, из расчета 4% годовых. В случае же отказа управа полагала возможным обратиться к займу необходимой суммы у частных лиц на срок не менее одного года из 6% годовых. При этом для экономии средств предлагалось приобретать водопроводные трубы не у товарищества Добровых и Набгольц в Москве, где их цена была по 1 рублю 90 копеек за пуд да еще и транспортные расходы, а на Холуницких горных заводах, руководство которых соглашалось изготовить трубы по 1 рублю 75 копеек за пуд с доставкой в город Вятку. Другая возможность покрытия расходов связывалась с увеличением объемов платного потребления воды за счет расширения сети ответвлений из городского водопровода в частные дома.

Уже 1 ноября 1900 г. кольцо замкнулось, первая очередь трассы вступила в эксплуатацию.

Неожиданно вырос в серьезную проблему вопрос о стоимости подвода воды к частным домовладениям, первоначально казавшийся простым и ясным. Столкнулись интересы города и горожан-домовладельцев, представления о справедливости и экономической целесообразности, о целях и средствах их реализации.

Только 1 мая 1900 года Дума, наконец, приняла постановление о величине платы за подвод к дому воды из городского водопровода в 100 рублей единовременно. Присоединение к водопроводу домов, находящихся на площадях, допускалось по особому разрешению Думы, за исключением тех случаев, когда расстояние между водопроводной трубой и домом не превышало 5 саженей (10,65 м).

Городская Дума, разумно решив вопрос оплаты за подвод к дому воды, обеспечила за счёт средств домовладельцев расширение сети водопровода.

Результаты проделанной работы не замедлили сказаться в последующие годы. В 1901 г. домовладельцы Стефановской и Спасской улиц (современная Молодой Гвардии и Дрелевского) ходатайствовали о проведении водопроводных магистральных труб, с устройством ответвлений в дома просителей. Причем домовладельцы Стефановской улицы предлагали уплатить городу все расходы, с возвратом этих денег городским управлением в следующем году. Домовладельцы же Спасской улицы никаких пособий городу не обещали.

Цеховому Смольянинову потребовалась вода для его завода. Он ходатайствовал о проложении магистральной трубы от угла Владимирской и Богословской улиц (К.Маркса и Советская) до его дома на углу Царевской (Свободы) и Богословской (Советская), с устройством в его доме ответвления из водопровода, причем Смольянинов предлагал городу 1 000 руб., с погашением этой суммы забором воды. По произведенному городской управой подсчёту проведение указываемой Смольяниновым магистрали обошлось бы городу в 2 600 рублей.

С ходатайством цехового Смольянинова дело обстояло сложно. В соответствии с планом полного водоснабжения Вятки городская Дума и управа разрешали устраивать домовые водопроводные ответвления по желанию домовладельцев, имущество которых располагалось по линиям уложенных магистральных труб, с платой в 100 рублей за каждое ответвление. Что же касается проведения ответвлений в дома, которые находились в стороне от водопроводной магистрали, то эти ответвления могли быть устраиваемы не иначе, как с особого каждый раз разрешения городской думы.

В 1900 г. Дума разрешила провести водопроводные ответвления в уездную земскую больницу, проложив по Царевской улице (Свободы) на полквартала 1,5 дюймовые железные, оцинкованные трубы вместо чугунных 4-х дюймовых. Такое отступление от проекта водоснабжения объяснялось тем, что вблизи лечебницы находились пожарные краны.

Проведение магистральной водопроводной линии по Богословской улице не планировалось. Для города проведение магистрали здесь интереса не представляло, так как домовладельцами там были в основном бедняки, которые не в состоянии были присоединиться к водопроводу. Однако в тех кварталах Богословской улицы, по которым просил провести магистраль Смольянинов, постройки были исключительно деревянные и очень скученные, а проходившие здесь овраги затрудняли доставку воды при пожарах. Поэтому в отношении пожарной безопасности проведение водопровода по Богословской улице было крайне необходимым. Кроме того, в личной беседе с городским головой Смольянинов объяснил, что вода крайне нужна для его завода.

Принимая во внимание все вышеизложенное, Дума разрешила управе, по получении от Смольянинова 1000 рублей с условием погашения этой ссуды забором воды, проложить водопроводные трубы от угла Владимирской и Богословской улиц до угла Богословской и Царевской улиц и устроить за установленную плату ответвление до дома Смольянинова. Дума уполномочила управу занять недостающую на устройство этой линии сумму до 1600 рублей у частных лиц, на срок не более 3 лет, с уплатой не свыше 6% годовых и с погашением займа ежегодно равными частями.

Осенью 1900 года по инициативе акцизного управления городская Дума и управа вернулись к вопросу подсоединения строящихся казенных винных складов к городскому водопроводу. Необходимость вернуться к уже решенному в 1899 году вопросу объяснялась одним новым обстоятельством. Склад развернул работы по бурению на своей территории артезианского колодца, что в случае успеха предприятия ставило под вопрос количество потребления складом воды из городского водопровода, согласованное ранее. Не желая терять преимущества, связанные с использованием водопровода, и учитывая неопределенность объёма потребления воды складом, управляющий акцизными сборами выказал готовность выдать городскому управлению беспроцентную ссуду в размере 1 500 рублей на проведение водопроводного ответвления, заключить с городом контракт на срок от 6 до 12 лет, дать возможность городу погашать ссуду ежегодным зачетом половины причитающейся за потреблённую воду суммы или вообще освободить его от выплаты ссуды, если потребление складом воды будет незначительным. Таким образом, город получал на выгодных условиях средства для развития водопроводной сети, а винный склад — доступ к городскому водопроводу.

В том же 1900 году приключилась ещё одна интересная история. Летом в городской управе участились жалобы обывателей на то, что они оказывались лишёнными возможности пользоваться водой из городского водопровода, так как водовозы из экономии предпочитали брать воду из реки.

К тому же, Вятский отдел Российского общества покровительства животных выяснил, что многие из обывателей, а также и водовозы, берут в бочки воду из ключей, находящихся около водоподъемного здания вновь устроенного городского водопровода, и, так как дорога к этим ключам но крутой горе плохо приспособлена для езды, бывали случаи искалечения лошадей. Ввиду чего общество просило городскую управу о полном запрещении брать и возить из этих ключей воду.

Городская управа ответила, что ключи около водоподъемного здания были закрыты для пользования из них водой ещё ранее полученного сообщения — 3 апреля 1900 г. Но наряду с административными мерами было решено разработать экономические стимулы для разрешения данного вопроса.

Не оставляли своими заботами городские власти и служащих водопровода. Не сумев найти средства на строительство жилья для них в 1899 году, управа вернулась к вопросу в 1900-ом, обратившись с ходатайством к Думе о постройке одноэтажного деревянного здания для помещения машиниста, двух помощников машиниста и двух кочегаров. Здание предполагалось выстроить на каменном фундаменте с обшивкой и штукатуркой. Предоставляя при сем на благоусмотрение городской Думы план и смету на постройку названного здания, управа просила городскую Думу ассигновать сумму 2075 рублей. Используемое же под квартиру машиниста помещение в здании водокачки решено было переоборудовать под ремонтную мастерскую, что и было выполнено.

XX век начался некоторым оживлением экономической, политической, культурной жизни города. Через Вятку прошла Пермь-Котласская железная дорога, строительство которой закончилось еще в 1899 году. В 1906 году началось движение по Северной железной дороге, Вятка получила выход в Петербург, Москву, Сибирь. Для ремонта паровозов и вагонов были образованы железнодорожные мастерские, ставшие самым крупным промышленным предприятием города: на нем насчитывалось около 600 рабочих. Продолжали развиваться ремесла, с открытием железнодорожного движения оживилась торговля, функционировали крупные лесные, хлебные, пивные, соляные склады.

Активизировалось строительство. Кроме вышеуказанных ранее сооружений, можно назвать здания спиртоочистительного склада (к которому пролегла первая очередь водопровода), Серафимовской церкви, лечебницы Красного Креста на Театральной площади, Александровского костела, родовспомогательного приюта (совр. роддом № 1), дом врача А. Левитского (совр. ул.К.Маркса).

Рабочие, ученики, демократическая интеллигенция Вятки принимали участие в революционных событиях 1905-1907 годов. На всех бастующих предприятиях основными лозунгами являлись: 8-часовой рабочий день, повышение заработной платы, улучшение производственных и бытовых условий.

В октябре 1905 года проходила Всероссийская политическая стачка, участвовали в ней и вятские рабочие. 14 октября забастовали железнодорожники, не остались в стороне и работники водопровода — они начали забастовку через два дня, к ним присоединились рабочие электростанции, телефонной станции, перевоза. Город остался без воды и света, прекратилось снабжение с заречной стороны, сразу подскочили цены на продукты питания.

Забастовка обещала затянуться надолго. 17 октября "отцы города" собрались на экстренное заседание городской Думы для обсуждения вопроса о забастовке. Заседание проходило при керосиновом свете. После долгого обсуждения Дума согласилась поддержать перед управлением Пермской железной дороги требования железнодорожников и даже согласилась предоставить рабочим для устройства собраний те из городских помещений, которые окажутся свободными. Вопрос, казалось бы, разрешался благополучно.

Но... служащие и рабочие городских предприятий, присутствовавшие на заседании, предъявили Думе свои требования об улучшении положения. И городскому голове ничего не оставалось, как назначить специальное заседание Думы для рассмотрения этих требований на следующий же день, то есть 20 октября, а пока просить рабочих немедленно приступить к работе, так как жители города нуждались в воде и свете.

На следующий день городская Дума обсудила предъявленные ей требования рабочих и служащих городских предприятий и учреждений. Дума почти полностью удовлетворила требования служащих городского водопровода, постановив:

1) внести в смету будущего года необходимую сумму на расширение будок, разделив их на 2 отделения — одно для помещения аппаратов и другое для жилья, и на устройство при будках отхожих мест и пристройки для дров;

2) установить время для отпуска воды из будок с 5 часов утра до 8 часов вечера, с перерывом на 1,5 часа на обед, о чем объявить во всеобщее сведение;

3) поручить управе нанять особого чернорабочего для чистки котла и для подноски дров на водокачке, приспособив в ближайшем будущем для этой цели вагонетку и

4) удовлетворить требование о трехсменной работе помощников машинистов и о более точном определении и разграничивании обязанностей служащих водопровода.

Что касается требования о расширении квартир для служащих и устройства при них служб, то городской голова заявил, что эти работы уже проектируются управой и необходимая на них сумма внесена в смету будущего года.

Таким образом, забастовка на городских предприятиях закончилась удовлетворением требований рабочих и служащих этих предприятий. Забастовщики приступили к работе.

В декабрьском движении 1905 года рабочие водопровода участия не принимали. Но одно событие, а именно вооруженное выступление дружины Крестьянского союза, их коснулось, хотя и косвенно.

В состав дружины входили в основном крестьяне Слободского уезда. Вооруженные похищенными из Слободского цейхгауза винтовками они двинулись в город со стороны реки Вятки и засели в здании водокачки. Другая часть дружины пошла им на выручку, но, встретившись с солдатами, посланными властями, забаррикадировались в частном доме на Кикиморской улице (совр.Водопроводная) неподалеку от водокачки. Солдаты окружили дом, завязалась перестрелка. Через несколько часов сопротивление дружинников было сломлено, они вынуждены были сдаться. Сдались и засевшие на водокачке. Участники выступления были арестованы и преданы суду.

Как в этом инциденте вели себя рабочие водопровода — неизвестно. Ясно, что к выступлению они не примкнули".

На этом сегодня все. Историю вятского водопровода предлагаю продолжить на следующей неделе. В прошлый раз у вас эта тема большого интереса не вызвала, поэтому предлагаю вам, друзья, поделиться своими воспоминаниями о том, как работал и был устроен водопровод в советские годы.

Жду ваших комментариев и старых-новых фотографий.

Ольга Костылева. Фото: gaspiko.ru

Источник: kirovnet.ru
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 0
IRC: 4
Jabber: 0
( состояние на 03:46 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет