Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Великорецкий крестный ход

Через несколько месяцев паломники со всей страны отправятся в один из самых древнейших крестных ходов — Великорецкий.

Великорецкий крестный ход

Я решила собрать все исторические фотографии, какие удастся найти, и опубликовать их в этом посте. На снимке начала 20 века - вход в село Великорецкое. Информация для многих не будет новой, но, тем не менее, напомню, что церковное предание бережно хранит память о явлении Великорецкий образ святителя Николая.

"Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением его на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».


Список Великорецкой иконы святителя Николая.

Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы. На берегу реки Великой, вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход. Чудотворный образ был принесен в Хлынов и торжественно внесен в главный храм города во имя святого Прокопия Устюжского. Вскоре в честь святой иконы был сооружен деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм со слезами и молитвой к святителю Николаю приходил великий подвижник, молитвенник и печальник земли Вятской преподобный Трифон Вятский – отец вятского монашества.

По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха Макария, в 1555 году, Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской. Проезжая по городам и селам от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса. Летопись рассказывает: «и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз, да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город, и на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх». Это путешествие нашло отражение в знаменитом лицевом летописном своде, составленном в XVI столетии. Примечательно, то что в составители свода разделили рассказ о путешествии на две части, чтобы зримо отразить обширность пространств, освящаемых шествием чудотворного образа. Великорецкий чудотворный образ прибыл в первопрестольную столицу в праздник Петра и Павла. По принятому в то время обычаю, икону встречали в разных местах на подступах к городу именитые сановники, подчеркивая значимость происходящего. Судно с иконой плыло по Москве реке до Николо-Угрешского монастыря, где по повелению государя было встречено братом царя князем Юрием Васильевичем со свитою. У Симонова монастыря встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми Московскими, как повествует летопись «с великою верою и многим желанием». У Яузкого моста икону встречали архиереи и собор духовенства. Встерча сопровождалась торжественным крестным ходом. Предстоятель русской церкви – митрополит Макарий встречал чудотворный образ у Флоровских ворот Кремля. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии царя и огромного стечения православного люда совершил молебствие. «И на следующий день, — говорится в летописи, — в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы…».

В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Известно, что в ознаменование всех этих событий был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на рву» и приурочен он был именно к 29 июля (11 августа н.с.) – празднику Рождества Николая Чудотворца. Установление в Москве празднования Рождества Николая Чудотворца, восходит к традиции существовавшей в Новгороде в XVI столетии и, очевидно, является инициативой митрополита Макария. Сам крестный ход и богослужения этого дня отображены на страницах лицевого летописного свода. Для нового храма и царских вкладов в российские обители, митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа.

Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось торжественным крестным ходом с участием царя и митрополита при огромном стечении народа. Маршрут возвращения иконы проходил через Вологду.

После взятия Казани татарское войско разбежалось и занималось разбоем по всей Руси. Чтобы сохранить чудотворный образ Николая Великорецкого государь приказал спрятать икону в Вологде. На набережной реки близ Ильинского монастыря, чудотворную икону закопали в известь. Образ находился там до тех пор, пока жители сражались за оборону города Вологды от нашествия татар. После победы, государю написали, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Царь, узнав о случившемся, повелел написать список с иконы и оставить его в Вологде, а саму чудотворную Великорецкую икону отпустить на Вятку. Список был написан, а на том месте, где хранилась икона, был построен храм во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца, прозванная в народе «на извести». Ныне это Александро-Невская церковь в Вологде.

Традиции Великорецкого крестного хода.

В 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала только до начала XVIII столетия, потом ее незаслуженно забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы зазвучали вновь.

Длительные пешеходные переходы в древности, особенно в Вятском крае, населенном языческими племенами, были не безопасны. Следует вспомнить, что Великорецкую икону перенесли в Хлынов собственно из-за частых набегов таких племен. На большое расстояние люди преимущественно передвигались по рекам. Изначально и Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой. Это обстоятельство в 1778 году побудило Вятского епископа Лаврентия (Барановича) к изданию указа об учреждении сухопутного пути крестного хода. С этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники направляются к месту явления чудотворного образа этим путем. Из Вятки паломники шли пешком, заходя по пути в села и деревни, и в них совершая молебны. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское. Прохождение крестного хода через то или иное село было целым событием в жизни жителей села и окрестных деревень. Паломников встречали как трудников, несущих на себе подвиг молитвенного делания. Такое настроение создавало особую благоговейность перед участниками крестного хода.

В XIX веке свои впечатления о крестном ходе, будучи в Вятке, описал писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. В рассказе «Общая картина» он пишет: «Соборная площадь кипит народом…, но вот раздался благовест соборного колокола; толпа вокруг заколыхалась и вся как один человек, встала….Духовная процессия с крестами и хоругвями медленно спускается с горы к реке; народ благоговейно снимает шапки и творит молитву….Через полчаса берег делается по-прежнему пустынным, и только зоркий глаз может различить вдали флотилию, уносящую пеструю толпу богомольцев».

В начале ХХ века в проводах иконы стал принимать участие военный оркестр: «после литургии, накопившаяся многотысячная масса богомольцев-пришельцев с горожанами, с преосвященным, градским клиром и образами всех церквей, с церковным пением и звуками военной музыки «Коль славен наш Господь» направляется к набережной реки», — рассказывает А. Вознесенский. Как видим, крестный ход никого не оставил безучастным, здесь и духовенство, и чиновники, и военные, гимназисты и крестьяне".

Публикую выдержки из очерка С.В Курбановского 1892 года.

"Из Преображенского храма я прошел в Никольский. Этот храм - Вятский Александро-Невский собор в меньших размерах, правда без грандиозности последнего в целом и с некоторыми изменениями в деталях плана, однако очень обширен, светел и вообще по архитектуре и благолепию представляет храм, каких в Вятской губернии, не бедной благолепием церквей, немного. Богомольцами этот храм почему-то зовется собором... Церковь была полна народом, служились молебны пред местной Великорецкой иконой Святителя Николая. Этой иконе богомольцами исстари усвоено название "Житель", и она чтится, как и явленный образ Святителя. Отслужить молебен пред этими обеими иконами - первый долг богомольца.

Исполнив этот долг, я отправился взглянуть на село в его праздничном оживлении. Центр села - его церкви, кругом их параллелограммом в длину - с востока на запад - свыше 100 сажен, и до 70 сажен шириною, расположены здания, принадлежащие Церкви, на углах параллелограмма стоят четыре двухэтажных каменных дома для причта и школы; между домами - по южной и северной стороне параллелограмма - два длинных каменных корпуса, на южной стороне - двухэтажный, с лавками внизу и помещением для приюта и платных номеров - в верхнем этаже, а на северной - одноэтажный с лавками. Пролеты между зданиями заняты каменной оградой, так что весь этот четырехугольник зданий образовал как бы кремль. Вероятно красивое зрелище представляет Великорецкий кремль в обыкновенное время, когда его весь можно окинуть взором, но теперь он залит народом, отдельными массами стоят в нем здания и связь между ними - стенка ограды - только узкой лентой кое-где белеет между поднятыми вверх оглоблями телег и крышами балаганов. Одна арка "святых ворот", главного входа в кремль, высоко поднимаясь и над балаганами, и над копошившимся внизу народом, свидетельствует о существовании кремля. "Святые ворота" - на восточной стороне кремля, за алтарем Никольского храма, выходят на дорогу в село Горохово, по которой приносится образ Святителя Николая. Вне кремля - по дороге в Горохово - несколько деревянных домов образуют короткую улицу, еще несколько домов в проулке, идущем по дороге к бору - вдоль восточной стороны параллелограмма, занятого кремлем, и тут все село.

Очевидно, что это богатое храмами, каменными корпусами церковных лавок и домов и кипящее теперь народом село создалось, устроилось и живет своею святынею - чудотворным образом Святителя, и вне празднеств этой святыне представляет глухой уголок в лесах Орловского уезда. Выше я упоминал о красоте вида, какой представляет издали - на фоне леса стройный ряд Великорецких церквей и колокольни. Вблизи эта картина дополняется еще деревянной окрашенной синею краской часовней между Никольской и Преображенской церквами, но несколько теряет в художественности и красоте: в ней утрачивается стройная полнота картины, то, что на языке художников называется ансамблем. Зато вырастает значение церквей, как центра духовного просвещения народа: около них жизнь и движение, от одной церкви к другой тянутся вереницы богомольцев, одни входят в церковь, другие выходят; иные поджидают замешкавшихся товарищей. Вечером было, пожалуй, многолюднее, но в массах народа около церквей прибавлялось более спокойствия; раннее утро праздника было, очевидно, временем самого жаркого богомоления; каждый ловил минуты, чтобы помолиться пред образом, пока еще заботы наступившего дня не овладели сердцем. Толпой богомольцев окружена и часовня между церквами; здесь брали воду из водоема внутри часовни, в котором вода бьет фонтаном из креста, почему эта вода считается святою. Говорили, что вода проведена сюда из ключей версты за три.

  Чтобы не остаться вне народного движения, и торговцы разместились около церквей, образовав из своих возов и балаганов улицы-коридоры. Обилие возов с товарами и балаганов показывало, что с богомольем на Великой реке соединялась и ярмарка, но торгового ярмарочного оживления совсем не было заметно: пришлый издалека народ собрался сюда не для покупок и идет себе мимо торговцев, остановится у воза разве только ближний крестьянин, или мимоходом послушает мужик-богомолец, как выхваливает лошадь барышник-татарин. Правда, возы с черным хлебом и булками не стояли без покупателей, да оживленный торг шел в ряду, где лежали чуть не горы берестяных бураков. Этот товар находил себе покупателей, так как почти каждый богомолец-крестьянин считает своим долгом захватить с собою домой воды из ключа на месте явления чудотворного образа. И горы бураков таяли, как снежные горы под лучами весеннего солнца...

...По бокам аллеи, ведущей к церкви, и около церковной паперти разместились нищие калеки, которых всегда очень много сопровождает крестные ходы. Чтобы вызвать к себе больше сострадания со стороны проходящих, они обнажили свои искалеченные члены и слезливо молят о подаянии. Тяжелую картину представляют эти ряды несчастных калек!.. Тут же среди калек устроились и группы нищих-певцов; в кружке, ноги калачом, сидят они  и поют, но что поют, трудно разобрать мало знакомому с их пением уху. Интерес в народе к их пению заметно ослабел. Помню, лет 10-15 тому назад не раз случалось мне видать нищих-певцов на сельских храмовых праздниках, и всегда окруженными кучкой баб и стариков, умильно вздыхающих, слушая классического Лазаря или ловя звуки малознакомого канта. Ныне на долю певцов выпадало очень мало общественного внимания: редко кто остановится послушать, идет богомолец мимо, только замедлив шаг и много, если остановится на минуту, чтобы положить в чашку слепого певца подаянье. Очевидно, нищие-певцы сыграли свою роль, - когда-то в давно минувшее время они были до некоторой степени распространителями в темной народной массе религиозного знания - истин христианского нравоучения, облеченных в конкретную форму полулегендарных рассказов; ныне обильны в народе чистые источники религиозного научения: умножились школы, прочно поставлены внебогослужебные беседы, получают распространение книжки религиозно-нравственного содержания, и канты нищих певцов будят теперь только интерес специалиста-исследователя народной поэзии.

В нынешний год день праздника на Великой реке совпал с Троицыным днем, и торжественная служба этого дня окончилась далеко позднее 12 часов. Если богомольцу немалого труда стоило пробиться в церковь к обедне, то обратный путь его из церкви по окончании службы совершался помимо личной воли стихийной силою массы; беда богомольцу, если прищемят его тут к косяку двери или к стене! Эта же стихийная сила народной массы ярко выражается и при следовании крестного хода. Впереди, охваченная кольцом живой цепи десятских, следует процессия со св. иконами и духовенство; за нею, надвигая цепь, едва сдерживаемая дружными усилиями десятских масса богомольцев, с церковной площади она потоком вливается в аллею трактовой дороги и здесь, скученная до последней возможности, сплошною стеною движется следом за иконами.

Часовня, куда совершается крестный ход, расположена почти в версте от села, в стороне от трактовой дороги, которая за кладбищем при спуске с холма, занятого селом, меняет прежнее направление на запад и поворачивает к северу, в лощину, где протекает река Великая. Здесь-то, справа от дороги, на уступе, образованном склоном очень высокого тут нагорного берега, предание указывает место, где в лесной чаще был обретен 500 с лишком лет назад образ Святителя и Чудотворца Николая*, - образ, которому суждено было сделаться потом святынею для Вятской страны, - источником благодатной помощи для прибегающих к заступлению Мирликийского Святителя!** Ныне лесной чащи тут нет, и на месте явления иконы построена для служения молебнов круглая каменная часовня с водоемом посредине, в который течет вода из ключа, бившего когда-то из-под корней громадной сосны, на которой, по преданию, был обретен образ. Нет, конечно, ныне и той сосны, а на месте ее, за часовней, для стока родниковой воды поставлен круглый железный чан в виде пня, выдаваясь одним боком из-за обруба, которым сдерживается осыпающаяся береговая гора, лишенная ныне всякой растительности. Склоны горы ближе к селу еще покрыты старым сосновым лесом, чистым, как парк.

Когда крестный ход после молебна в часовне возвратился в село, число богомольцев начало заметно убывать; серая толпа на площади постепенно расцвечивалась яркими сарафанами и платками деревенских баб: это жители села и окрестных деревень, нарядные по случаю праздника, выступали на первый план по мере того, как исчезал скромный костюм пришлого богомольца. Мало-помалу, с приближением вечера, своеобразная картина богомолья сменялась картиною небольшой сельской ярмарки...

Нахлынула в село Великорецкое народная волна и откатилась. Каплями разольется она по лицу страны Вятской и за ее пределами, и потекут эти капли в общем русле деревенской жизни. Что же вынес богомолец из своего путешествия и какой вклад сделает он в жизнь своей деревни или среды? Бог весть, что было в его сердце, когда он шел на богомолье: нес ли он излить свое горе в молитве пред иконой Святителя и найти утешение, гнала ли его совесть просить милосердия грешной душе, или может быть он исполнял обетом наложенный долг благодарного сердца за помощь Святителя в житейских делах; как бы то ни было, но если он силой горячей молитвы достиг своей цели, он возвратился домой умиротворенный, спокойный душою, с той бодростью духа, какая дается сердечной молитвой. Конечно, и в сфере психической жизни, и в житейских делах человека эта духовная бодрость не проходит бесследно; роятся в душе добрые мысли и чувства, сердце полно решимости жить как велит совесть, и христианские правила жизни легко торжествуют тогда над тем, что диктует себялюбивое чувство..."На этом снимке храм села Великорецкое в 1980-е годы.

Крестный ход в советский период.

"Особой эпохой в истории Великорецкого крестного хода стал советский период. 23 января 1918 года Советским правительством был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В специальной инструкции к этому декрету говорилось: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». В первые годы советская власть воздерживалась от решительных действий. 3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев и запретить это не было никакой возможности. В 20-е годы кафедральный собор, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона оказались в руках обновленцев. Но с 30-х годов след величайшей святыни земли Российской теряется. Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но русский народ надеется на ее таинственное возвращение. Исчезновение иконы естественно послужило поводом к прекращению крестного хода. Нечего стало возвращать на берега реки Великой, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество. Официально крестный ход не был запрещен и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. Советская власть, тем временем, разворачивала свою машину атеистической пропаганды. Это было началом жестоких гонений на Церковь. Многие благочестивые люди, совершавшие паломничество на реку Великую претерпели в это время аресты, разные притеснения и даже мученическую смерть.

Начало Великой Отечественной войны в 1941 году остановило машину массовых репрессий, но не остановило паломничество к месту явления иконы. Новая волна «хрущевского» атеистического погрома накатилась на страну. Снова стали закрывать храмы, снова начались преследования верующих. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Для «борьбы» с паломниками установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозить как можно дальше от святого места. «В 1962 году, — говорит писатель Владимир Крупин, — шло всего тридцать человек». Остальные паломники в разное время пробирались по два – три человека лесными тропами, чтобы их не заметили. Считать число богомольцев приходивших к месту явления иконы в то время ни кому не приходило в голову..."

Теперь с каждым годом Великорецкий крестный ход собирает все больше и больше паломников. Мне несколька раз приходилось провожать крестный ход из Кирова в сторону Макарья, встречать его на новом мосту. Даже по этим коротким эпизодам моей журналистской жизни я чувствовала, какая божественная мощь надвигается на город, особенно во время возвращения.

На этом прощаюсь, жду ваших комментариев, дополнений и старых-новых фотографий.

Ольга Костылева.

Использованы материалы:tornado-84.livejournal.com, velikoretsky-hod.ru.

Источник: kirovnet.ru
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 1
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 01:28 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет