Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?

Почему строители называют Старый мост экспериментальным? Как Новый мост помирил губернатора и главу города? Об этом в нашем историческом блоге.


строительство Нового моста

Мост – это для нас так обыденно. Вряд ли кто-то, проезжая по Старому мосту, задумывается, как он был построен и какие тайны скрывает. На самом деле, это сложное инженерное сооружение было возведено инновационным для своего времени методом, и служит нам верой и правдой уже более пятидесяти лет.


Фото из газеты «Кировская правда»

Но для начала предлагаю вспомнить мосты через Вятку, которые использовали горожане в прошлых веках.

Умеренный сбор за переправу

В самом начале нашим предкам для переправы через Вятку хватало нехитрых плавучих средств. Но к XVII веку жители города Вятки стали жаловаться своему градоначальнику на неудобства. На противоположном берегу развивалась слобода Дымково, с ней нужна была тесная транспортная связь. Горожане переправлялись через реку на лодках и паромах. Городская управа за это брала деньги.

В конце XVIII века в год за переправу вятская казна собирала до пятисот рублей – крупная сумма по тем временам. С учётом того, что за 10 рублей можно было купить большую рубленую избу, а в Вятке тогда жило не более четырёх тысяч человек.

Власти видели недовольство простых жителей и стали просить у царского правительства разрешение на постройку плавучего моста. Разрешение получили только в начале XIX века. Кроме того, в царском указе, присланном в Вятку, говорилось, что с каждого проезжающего или проходящего нужно установить «умеренный сбор». «Вятские ведомости» сообщали, что за переправу по плавучему мосту взималось по одной копейке с лошади, цена за повозку могла достигать четырёх копеек.

Сезонный мост

Обычно плавучие сооружения строились летом сразу после того, как пройдёт паводок. Мост сооружали на специальных плотах. Историки утверждают, что строили эти мосты на Вятке в нескольких местах: в районе улицы Спасской, Раздерихинского оврага и лесобазы в Вересниках. На зиму мост разбирали.

В конце XIX века через Вятку был построен деревянный мост. Он стал для города приличной статьёй затрат. Каждый год конструкцию нужно было реставрировать. В начале XX века ежегодный ремонт и содержание моста обходились городской казне в 65 тысяч рублей. И так продолжалось до 50-х годов прошлого века.

Как в Кирове «напрягли» бетон

Строительство капитального моста через Вятку начали в 1957 году. Проект был разработан институтом «Гипрокоммундортранс». Для места постройки искали пониженный берег. Вот здесь и подошёл район Луковицкого оврага улицы Профсоюзной. Улица была значительно расширена. Из второстепенной она превратилась в оживлённую магистраль.

В справочнике «Город Киров» от 1959 года говорится, что мост строился с наклоном к правому берегу. Между посёлком Красный Химик и слободой Дымково сооружалась дамба длиной два километра.

Теперь немного цифр: Сметная стоимость моста – 49 миллионов рублей. Длина – 535,2 метра, ширина – 16,5 метров, наибольшая высота от уровня летней межевой воды – 23 метра. Во время строительства уложено 15,9 тысячи кубометров бетона, 51,6 тысячи кубометров асфальтобетона, 206,6 тысячи кубометров грунта в насыпь дамбы, 2,2 тысячи тонн металлоконструкций. Фундаменты опор ушли в глубину грунта русла реки на 11 метров.

Мост строили сразу несколько организаций: Мостопоезд №452, трест «Домострой». Другие городские предприятия не остались в стороне и принимали участие в стройке.

По традиции тех лет, строители моста взяли на себя повышенные обязательства, сдача стратегически важного объекта была запланирована на 1963 год, но они пообещали его сдать в 1961 году.

Обогнать план на два года – это так по-советски. В газете «Кировская правда» от 1961 года начальник строительной бригады сообщал, что мост является экспериментальным.

– Это первый из крупных мостов, сооружаемый из предварительно напряжённого железобетона. Впервые в практике отечественного мостостроения наш коллектив осваивал новую технологию строительства таких сооружений методом навесного бетонирования. В ходе работ нам пришлось столкнуться с рядом трудноразрешимых проблем. А это отняло много времени», – сообщил бригадир корреспонденту «Кировской правды».

Что такое «предварительно напряжённый бетон»?

В «Кировской правде» в погоне за сенсацией писали, что такой мост в стране строится впервые. Историки считают, что здесь есть доля хвастовства. В те времена в СССР активно внедрялась технология строительства из преднапряжённого железобетона. Только на момент возведения моста в Кирове в стране было построено около двух сотен мостов по этой же технологии, но длиной от 10 до 30 метров.

После Великой Отечественной войны нужны были инновационные материалы и высокие темпы строительства.

Преднапряжённый железобетон – это строительный материал, который устойчив к трещинам, прочен и может перекрывать большие пролёты. Чтобы «преднапрячь» бетон, нужно натянуть арматуру из прочной стали, уложить на неё бетонную смесь и после схватывания бетона ослабить натяжение. Бетон получается сжатым, выдерживает большие нагрузки и растяжения.

К тому же железобетонные конструкции гораздо дешевле, чем металлические. Металлу ещё нужна очистка от ржавчины, грунтовка и окраска.

17 октября 1961 года по мосту через Вятку в Кирове было открыто рабочее движение, хотя машины экстренных служб уже ездили через мост.

Строители моста не смогли выполнить свои обязательства – построить мост на два года раньше намеченного срока. Инженерное сооружение официально открыли 8 апреля 1962 года.

Новый мост стал магистралью, которая соединила город с его заречной частью.

Пойдём в объезд

С середины XX века наш город активно строился, за хрущёбами начали расти каменные пятиэтажки с новой планировкой, а за ними – девятиэтажные «свечки». Кирову требовалась объездная автодорога, чтобы большегрузы с продуктами и промтоварами могли проезжать мимо центра и не портить асфальт на кировских улицах.

Для этого важного стратегического и экономического шага – развитие транспортной инфраструктуры – требовалось возведение второго моста. Место ему определили в районе слободы Филейки. Строительство началось в 1986 году. Мост возводили с перерывами более десяти лет.

Краевед Анатолий Хохлов рассказывал такую байку о Старом мосте: «Спрашивают: Где самый длинный мост в Советском Союзе? Отвечают: Самый длинный в Кирове. Его пять лет строят!». Новый оказался ещё «длиннее».

Для строительства моста был вырыт огромный котлован на Филейской горе на месте лыжного спуска. Несколько десятков садовых участков перенесли, засыпали выход реки Курьи в Вятку. После этого небольшая речка превратилась в стоячий водоём.

Режиссёр Марина Дохматская вспоминает, что строить мост начали при Василии Десятникове, который в то время был секретарём Кировского облисполкома, по сути, главой области.

– Строительство в регионе было для него главной задачей. Ему довелось руководить областью в тяжёлое время: перестройка, путч, задержки пенсии, безработица. Именно он начинает строительство Нового моста и объездной дороги. Когда Василий Десятников покинул свой пост, дела, начатые им, были продолжены, – вспоминает Марина Дохматская.

Многие кировчане помнят эту масштабную стройку и согласны с тем, что причиной долгого строительства была экономическая обстановка в стране. В конце XX века вошло в обиход слово «долгострой». Власти пытались придумывать разные выходы из ситуации.

Валерий Саблин, бывший первый заместитель главы администрации Кировской области, который в то время отвечал за дороги и транспорт в регионе, рассказывает, что была мысль сделать Новый мост платным.

– Был пример привлечения частного капитала в строительство Нового моста, который можно было бы сделать платным. Как только частный инвестор узнал о сроках и суммах, у него сразу пропал интерес. Удовольствие это очень дорогое. Нужно ещё обеспечить наличие альтернативных направлений – у владельца транспортного средства должен быть выбор.

Новый мост строили компании «Мостоотряд-46», «Строймит» и другие подрядные организации. На тот момент уже применялись европейские технологии строительства, современные материалы. Это гарантировало Новому мосту сто лет без капремонта. По крайней мере, так обещали строители в 1998 году на открытии объекта.

Сейчас кировчане считают строительство этого моста главным достижением 1998 года. Газеты и журналы того времени пестрят публикациями с громкими заголовками: «Живи, красавец-мост», «12 лет мы прожили недаром» и так далее.

Любопытная история

Владимир Сергеенков, губернатор области, и Василий Киселёв, мэр города, в те времена друг друга недолюбливали.

Якобы Киселёв нецелесообразно тратил деньги из бюджета города, и документально за них не отчитывался. «Бюджет областного центра непрозрачен. Невозможно понять, куда деваются деньги», – так во всеуслышание на заседаниях правительства заявлял начальник областного финансового управления Алексей Помаскин. Киселёв предоставил документы и даже ответил по поводу расходования городского бюджета через газету «Вятский наблюдатель».

19 октября 1998 года состоялось официальное открытие нового моста через Вятку, хотя по мосту уже ездили. На торжественном мероприятии Владимиру Сергеенкову и Василию Киселёву пришлось стоять вместе и на время забыть о разногласиях.

Интересный факт, который заметил кировский журналист Евгений Пятунин.

– Забавно, что интеллигент Сергеенков всю свою трудовую жизнь проведший в кабинетах, носит пролетарскую кепку. А мужиковатый Киселёв, в молодости работавший механиком теплохода, носит шляпу.

Строителям моста тогда оказали особые почести – пригласили в горадминистрацию, где официальные лица вручили им почётные грамоты и благодарственные письма.

В Кирове появился ещё один мост длиной 560 метров, шириной 24 и высотой над уровнем воды в пик половодья не менее 12 метров. Ограничения грузоподъёмности практически отсутствуют. Сразу после возведения его стали называть «Новым». А тот, что от улицы Профсоюзной, «Старым». В «Вятском наблюдателе» от октября 1998 года читаем: «Старый и изрядно расшатанный мост после ввода Нового планируется закрыть на ремонт, с частичным ограничением движения».

На ремонт Старый мост закрыли только в 2007 году. Новый мост принял весь поток машин и стал единственной переправой через Вятку в районе города.

Вопрос строительства третьего моста в нашем городе обсуждается уже более пятнадцати лет. Инженерное сооружение и транспортный обход, по задумкам строителей, должно соединить областной центр, Кирово-Чепецк и Слободской. Официального подтверждения этим планам городские и областные власти пока не дают. Может быть, третий мост станет самым «длинным» в истории нашего города?

Автор: Ольга Ляпунова / Источник: /kirov-portal.ru/
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 1
IRC: 5
Jabber: 0
( состояние на 21:50 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет