Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Медвежьегорск

Медвежьегорск

Не так много в России мест, где посмотришь — и сразу поймёшь, почему оно так называется. Всё-таки словообразование (и топонимообразование) у нас сложное, непрямое, и история запутанная — это вам не Китай, где всё просто, объяснимо, понятно (Пекин — "Северная Столица", Нанкин — "Южная Столица", Шанхай — "Надморск"). Но Медвежьегорск — счастливое исключение. Едешь ты на поезде — как правило, с юга; лес становится всё гуще и достигает какой-то кульминации, после бесконечной равнины начинаются холмы, почти сопки.

Медвежьегорск
Медвежьегорск

Железная дорога петляет — что необычно для нашей страны, где привыкли строить такие объекты по прямой начальственной линейки.

И вдруг по правую руку лес и холмы пропадают, открывается залив, вдоль которого не видно берегов, а слева — долина, окружённая лесистыми сопками.

"Медвежья Гора" — написано на красивом деревянном вокзале, и ты ещё раз посмотрев налево, думаешь "и правда ведь, гора, и наверняка же там есть медведи".

Медвежьегорск

Как и почти все города Восточной Карелии, город Медвежьегорск обязан своим возникновением железной дороге. Обязан абсолютно: до строительства станции Медвежья Гора в 1916 году здесь не было даже деревни.

Хотя расположение совершенно козырное: конец Повенецкого залива, крайняя северо-западная точка Онежского озера.

До постройки железной дороги и появления пристанционного посёлка центром этого района был Повенец, расположенный несколько восточнее на древнем водно-волоковом пути в Белое море ("Осударева дорога").

Медвежьегорск

Но даже строительство Беломорканала в 1930-е, второй инфраструктурный проект, вдохнувший жизнь в эти края, способствовал возвыению в первую очередь Медвежьегорска: железнодорожные пути уже были важнее, чем водные.

Медвежьегорск

И в Повенце — шлюзы и лагеря, а в Медвежьей Горе — управление Беломорканала; его здание грандиозно даже для регионального центра, а в 1934 году, подозреваю, это было самое большое здание Карелии.

Медвежьегорск

И уже в 1938 году посёлок Медвежья Гора стал городом Медвежьегорск, став одним из трёх карельских городов, возникших во время первых пятилеток (вместе с Беломорском и Кондопогой).

Целлюлозно-бумажное производство современного типа на Севере тогда уже появлялось, но его объёмы явно уступали объёмам строительства Беломорканала и объёмам заключённых, проходивших через местные лагеря.

Так что Медвежьегорск очень быстро рост, уже к концу 1930-х годов тут проживало более 10 тысяч человек — то есть сравнимо с современным показателем; тогда это был 4-й город Карелии, лишь незначительно уступавший старинной Кеми.

Как и вся южная и центральная Карелия, Медвежьегорск был оккупирован финнами в 1941-1944 годах; линия фронта проходила по каналу и, как результат, после войны его пришлось восстанавливать.

В последующие десятилетия развитие Медвежьегорска замедлилось: после достройки канала и упразднения лагерей не нашлось драйвера роста сравнимой мощности.

Город жил — и живёт — тем же, чем большая часть северных городов — лесом и железной дорогой. Ещё есть порт на Онежском озере, но в последние десятилетия, подозреваю, он имеет исчезающе малое значение; ещё тут вроде как сохранилась молочная промышленность.

И Медвежьегорск в постсоветское время опустел довольно значительно, но не катастрофически: -28% населения с 1989 года — это лишь чуть хуже среднего северного показателя; соседний Беломорск обезлюдел в гораздо большей степени.

В итоге, сейчас медвежьегорцев всего 14 тысяч; впрочем, темпы снижения населения замедлились, и сейчас город теряет около 100 человек ежегодно.

Медвежьегорск

В последних десятилетий XX века Медвежьегорск из водно-железнодорожного транспортного узла стал ещё и узлом автомобильных дорог. Трасса "Кола", прошедшая в нескольких километрах западнее города, была дополнена альтернативным путём на юг — дорогой на Вологду, которая обходит Онежское озеро с востока. По этой же дороге можно выехать в Каргополь и вообще на восток Севера (Архангельская область, Коми).

Здание Управления Беломорканала — и сейчас главная городская достопримечательность.

Медвежьегорск

Массивная постройка 1934 года в стиле постконструктивизма занимает своим фасадом значительную часть главной площади Кирова — тоже огромной для районного центра.

Медвежьегорск

Киров тут опять главный, как и в Мурманской области.

Медвежьегорск

На Севере этот деятель порой конкурирует с Лениным за звание "самого топонимически увековеченного коммунистического вождя".

Медвежьегорск

Кроме памятника Кирову, на площади можно найти танк, доску почёта и некий звездообразный артефакт:

Медвежьегорск

Интересно, что эта площадь, фактически, представляет собой "новый центр": она стала планироваться и застраиваться в 1930-е на отшибе, на окраине города, но центр Медвежьегорска сюда так и не переместился, оставшись рядом с вокзалом, где-то в километре юго-западнее.

Медвежьегорск

А площадь Кирова — практически на выезде из города в сторону Повенца и Пудожа.

Такую полицентричность и градостроительную политику скорее тоже совсем не ожидаешь увидеть в городке такого размера.

Медвежьегорск

Тем не менее, все основные городские учреждения расположены на площади Кирова — и почти все в бывшем Управлении Беломорканала (городская администрация, краеведческий музей).

Медвежьегорск

О канальном прошлом напоминают вот такие якоря на постаментах:

Медвежьегорск

Напротив Управления — городской дом культуры; похож на постройку 1950-х годов, отремонтированную под корень.

Медвежьегорск

Как и в Сегеже, главная площадь пустовата; Медвежьегорск вообще не производит впечатление оживлённого места, но пульс городской жизни всё-таки бьётся, опять-таки, поближе к железнодорожному вокзалу.

Медвежьегорск

Город вытянут на 4 километра вдоль Онежского озера, и вся его сердцевина — между железной дорогой и озером, вокзалом и площадью Кирова — это городская, капитальная, многоквартирная застройка.

Медвежьегорск

Медвежьегорский дворик:

Медвежьегорск

Но всё остальное, а это полгорода — частный сектор; малоэтажных домов при движении на юг становится больше с каждой сотней километров.

Медвежьегорск

Пространство между ансамблем площади Кирова и "старым центром" застроено в основном позднесоветскими домами.

Медвежьегорск

Так что, вероятно, в трудные времена строительства Беломорканала здесь либо были пустыри, либо бараки и другие деревянные дома.

Медвежьегорск

Последних, к слову, в Медвежьегорске удивительно мало для этих широт, из-за чего город кажется неожиданно цивильным.

Медвежьегорск

Есть дома без балконов, как где-нибудь в Кировске — веет Арктикой.

Медвежьегорск

Главная артерия Медвежьегорска, проходящая через оба центра, параллельно озерному берегу на восточном въезде — улица Ленина, после площади Кирова она трансформируется в улицу Дзержинского, а ближе к вокзалу — в Советскую улицу.

Медвежьегорск
Медвежьегорск

"Старый" и новый" центр разделены речкой Кумсой.

Медвежьегорск

А ближе к восточной окраине Медвежьегорска протекает Вичка; вдоль обеих рек — зелёные зоны разной степени обустроенности.

Медвежьегорск

Вообще, в городе на 14 тысяч человек порядочно парков, из которых как минимум два официальных (центральный и Железнодорожников).

Вдоль Кумсы кое-где остались совсем уж исторические фрагменты — думаю, современники строительства железной дороги:

Медвежьегорск

Она впадает в Онежское озеро как в море:

Медвежьегорск

Вообще, озеро, с его ширью, серым небом и песчаным пляжем — показалось мне исключительно мореподобным.

Медвежьегорск

Не Байкал, конечно, но точно не хуже Ладожского.

Медвежьегорск

Только вода какая-то чересчур спокойная.

Медвежьегорск

"Исторический центр" Медвежьегорска тих и уютен — не так тих, как площадь Кирова, но заметно уютнее.

Медвежьегорск
Медвежьегорск

Из учреждений здесь только районна администрация и кинотеатр "Дружба" (не работает):

Медвежьегорск

Послевоенные двух- и трёхэтажные домики.

Медвежьегорск

Композиционный центр — сквер Воинской Славы:

Медвежьегорск

И вот железнодорожный вокзал — как водится, рядом с автовокзалом.

Медвежьегорск

Автовокзал откровенно второстепенен — хотя, подозреваю, через него попадает в Медвежьегорск всё больше народу.

Медвежьегорск

Старое деревянное здание железнодорожного вокзала не так потрясает, как здание Управления Беломорканала, но оно во многом красивее.

Медвежьегорск

В России деревянные исторические здания сохраняются особенно плохо — тем более если они в ведении РЖД, чьё узбекистанское отношение к памятникам старины давно известно.

А вокзал Медвежьей Горы не просто деревянный; он изящен и даже устремлён вверх.

Медвежьегорск

Честно говоря, на Мурманской магистрали больше не припомню деревянных вокзалов (если не считать Кандалакши) — они в основном либо неоклассицистические 1940-х — 1950-х годов (Петрозаводск), либо совсем уж страшные позднесоветские коробки (Кемь).

В Медвежьегорске останавливаются все проходящие пассажирские поезда дальнего следования.

И с электричками получше, чем севернее, где после 14 года их почти не осталось: с Медвежьей Горы начинается зона их ежедневного движения. На Петрозаводск пригородный поезд уходит ежедневно, а иногда даже дважды в день.

Но товарных, конечно, больше всего:

Медвежьегорск

На этой станции я изменил автостопу и уехал на ночном мурманском поезде в Апатиты, чтобы сполна познать Мурманскую область.

© Журнал me_frai

.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 6
IRC: 5
Jabber: 0
( состояние на 17:54 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет