Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Киров/Вятка/Хлынов - часть 1

PICT5446.JPG
PICT5555.JPG

Наконец-то я добрался до центра большой и таинственной Вятки.

Киров был основан под именем Хлынов в конце XII века жителями первых вятских городов - Котельнича и Никулицына; эти города были основаны новгородцами, так что можно считать, что и Хлынов был основан новгородцами.

Тем не менее, видимо, практически со времени заселения Вятки русскими она была в значительной степени самоуправляемой территорией. По тем временам эти земли были слишком удалены и недостаточно богаты, чтобы их было, с одной стороны, легко, и, с другой стороны, целесообразно контролировать непосредственно. Формальное подчинение Новгороду не мешало Вятке периодически пользоваться покровительством других русских государств, прежде всего княжеств Северо-Восточной Руси, некоторые из которых были сопоставимы с Новгородской землей по могуществу и при этом располагались гораздо ближе.

Но мало кто знает, что основанная выходцами из Новгородской республики Вятка сама по себе была вечевой республикой. После XIV века Вятская земля вместе с Псковской и Новгородской была единственной частью России, где ещё сохранялось подобное государственное устройство.

Конечно, по экономической мощи и значению Вятскую землю нельзя было сравнить с Псковской, Новгородской или княжествами Северо-Восточной Руси, но зато по территории она уступала только владениям Великого Новгорода. Но она была так удалена и мало населена, что сохранила самоуправление даже после подчинения Москве в середине XV века. К этому времени город как-то незаметно из Хлынова стал Вяткой; примерно в то же время здесь был построен деревянный кремль; но при этом население города не превышало 3 тысяч человек, и здесь очень долго не было ни одного каменного здания. В те времена значительную часть населения этих мест составляли финно-угорские племена; северо-восточнее русские земли кончались.

В конце XV века Вятка опять отделилась от Москвы, независимая вечевая республика была восстановлена; вятичи совершили несколько походов на московские земли, но вскоре Вятская земля была подчинена силой и окончательно вошла в состав Московского государства.

Несмотря на положение на северо-восточной окраине тогдашней России, Вятка принимала очень мало участия в освоении Урала - основные торговые пути проходили севернее, через Сольвычегодск; Хлынов оставался медвежьим углом. Значение города несколько возросло во время завершающей фазы борьбы Москвы с волжскими татарами, когда вятские отряды присоединялись к московским войскам и вместе с Иваном Грозным брали Казань.

В XVII веке, с окончательным подчинением народов Урала и Южной Сибири, пути на восток России стали смещаться на юг. Хотя основной Сибирский тракт в итоге прошёл не через Вятку, а южнее, через Казань, город всё же приобрёл некоторое значение в транспортных связях с востоком страны; в конце XVII века именно вятский купец провёл первый прямой караван из Москвы в Китай после установления дипломатических отношений с Поднебесной.

Чуть раньше Киров стал центром Вятской и Великопермской епархии, в состав которой кроме Вятской земли вошли земли на северо-западе Урала, что означало превращение города в крупный региональный центр. В Вятке появились первые каменные здания (Успенский собор Трифонова монастыря).

Но Вятка так и не стала центром одной из учреждённой при Петре I губерний, навсегда оставшись в тени Казани; город оставался небольшим даже по меркам России начала XVIII века: к 1725 году здесь проживало около 2.5 тысяч человек, что было в несколько раз меньше, чем в соседних Казани и Нижнем Новгороде. Вятская губерния была выделена из Казанской в 1796 году, и в последующие десятилетия Вятка стала довольно рядовым нечерноземным губернским центром - с мелкой, ориентированной преимущественно на местные нужды и работающей на местном сырье промышленностью, несколькими тысячами жителей, парой школ и монастырей, местным декоративно-прикладным искусством (дымковская игрушка). Специфика Вятки была в её северном положении и близости к тайге, что проявлялось в большом значении пушнины и леса для местной экономики. Среди остальных российских региональных центров той поры Вятку выделяет немалое количество известных людей, связанных с этим городом - братья Васнецовы, Салтыков-Щедрин, Александр Грин. Некоторые из них были обязаны своим попаданием в Вятку тому обстоятельству, что город был одним из ближайших к Центральной России мест ссылки. Кроме того, Вятка была центром громадной даже по меркам Российской империи территории - Вятская губерния включала в себя современную (также совсем не маленькую) Кировскую область, всю Удмуртию и северо-восточные районы Татарстана; впрочем, эта территория была не очень развита (население было довольно большим, но почти исключительно сельским), крупные города (кроме самой Вятки) были только на восточных и южных окраинах, ближе к Каме.

Как и много где в российской провинции, обстановка в Вятке стала меняться на рубеже XIX и XX веков, когда здесь появилась железная дорога - сначала в 1899 году соединившая речные пристани в Котласе через Вятку с Уралом, и особенно в 1905 году, когда достроили линию в западном направлении, связавшую Вятку с обеими столицами.

Город оказался на северном ходу Транссиба, в городе стала развиваться промышленность; стало расти и население - в результате к 1913 году со своими 47 тысячами населения он оказался на 52-м месте на современной территории России. Примерно столько же народу в те годы жило в Костроме, Керчи, Рязани и Новороссийске.

Гражданской войной Вятка была не очень затронута; население города начало очень быстро расти - в конце 1920-х годов началась индустриализация, а аграрный регион обладал огромными ресурсами дешёвой рабочей силы; крестьяне бежали от коллективизации, которая сделала деревенскую жизнь местами невыносимой и охотно занимали создававшиеся прежде всего в региональном центре рабочие места.

После смерти уроженца Вятской губернии Кирова Вятку переименовали; Киров был одним из тех городов, развитию которых способствовала Великая Отечественная война. В город было эвакуировано несколько крупных машиностроительных предприятий из западной части страны, прежде всего из Москвы; прежняя специализация Кирова на станкостроении и деревообработке сменилась на специализацию на оборонном и наукоёмком машиностроении.

Ещё перед войной в Кирове стали строить трамвай (даже построили служебную линию в северо-западной части города), но в итоге в городе в 1943 году открыли троллейбус. Троллейбусная система в не самом крупном советском городе стала 11-й на территории Союза и 7-й на современной территории России. Я слышал версию, что это произошло просто потому, что сюда в неразберихе эвакуации попал троллейбусный провод и какие-то другие составные части этого вида транспорта. Но, так или иначе, это был первый в Союзе случай предпочтения троллейбуса трамваю - уже лет через 20 такая практика станет практически повсеместной в нашей стране.

После войны военная промышленность Кирова частично была конвертирована в гражданскую; но большая часть оборонки осталась и стала достойным звеном в распухающем советском ВПК; быстрый рост города продолжился. При этом Кировская область стремительнее и стремительнее теряла население, превращаясь в один из наиболее быстро депопулирующих регионов Европейской России; контраст между растущим региональным центром и остальными городами области стал одним из самых больших в РСФСР. Ситуацию немного исправляла формирующаяся вокруг Кирова агломерация и особенно главный пригород Кирово-Чепецк, выросший вокруг химического комбината; но контраст с периферией региона только нарастал.

Пожалуй, пик развития Кирова - это 1960-е B 1970-е годы; тогда город был на 36-м месте по населению на территории РСФСР. В дальнейшем развитие и рост города продолжились; но город на несколько десятилетий позже региона стал немного отставать от страны в целом - прежде всего по темпам социально-экономического и технологического развития.

Логично, что после 1991 года эти проблемы только усугубились, Киров стал центром области, сочетающей в себе черты старопромышленного и бедного северного региона; вместе с тем, этот регион оставался источником миграции в город.

3.

PICT5600.JPG

Этим можно объяснить, что Киров - один из немногих в России городов на этих широтах, где в постсоветское время наблюдается даже некоторый рост населения.

4.

PICT5502.JPG

5.

IMG_3583.JPG

Несмотря ни на что, значение города в масштабах страны не очень уменьшилось, сейчас со своим почти полумиллионным населением Киров на 37-м месте в России.

6.

PICT5536.JPG

Кировская область - один из беднейших регионов Европейской России; однако, в этом есть и свои преимущества - благодаря относительно недорогой рабочей силе и наличию соответствующих кадров здесь сохранились те отрасли, которые практически вымерли в остальных регионах страны (станкостроение, электронное машиностроение). Прежде всего, конечно, в региональном центре.

И, как во всех бедных русских регионах России, здесь совсем немного представителей других народов (в Кирове их чуть больше 3%).

7.

IMG_3539.JPG

И, конечно, такая некоторая отсталость Вятки и её бедность - она создаёт местный неповторимый колорит.

8.

PICT5353.JPG

9.

IMG_3560.JPG

Этот колорит особенно важен и заметен при, в общем-то, небольшом количестве архитектурных памятников всероссийского масштаба в Кирове.

10.

PICT5585.JPG

11.

PICT5386.JPG

Город возник и развивался на высоком левом берегу реки Вятка, на рассечённых оврагами холмах.

12.

IMG_3584.JPG

В послевоенные годы он стал развиваться на северо-запад, вниз по течению реки (Лепсе и Филейка); и только в конце 1950-х годов он стал расти и в сторону от реки (Юго-Западный район). Киров выделяется очень большой цельностью своей планировки и застройки по российским меркам: основная часть города - довольно компактная и практически полностью застроенная территория.

13.

Киров_весь.jpg

Центр в Кирове занимает относительно большую часть городской территории.

Город сохранил регулярную планировку екатерининской времён как в исторической части, так и в той части центра, которая появилась после войны (районы вблизи вокзала, автовокзала, парка им. Кирова и парка им. 50-летия Комсомола), и частично даже на окраинах (тот же Юго-Западный спальный район)

Почти вся жилая застройка основной части Кирова - многоквартирные дома: как в городах Севера, в городе почти нет частного сектора, но почти нет и бараков.

14.

PICT5554.JPG

Но и исторических зданий в Кирове не так уж мало - если учесть, что долго здесь почти всё строилось из дерева, которое не очень долговечно в наших условиях.

15.

PICT5443.JPG

16.

PICT5576.JPG

Историческая застройка сосредоточена в восточной части центра Кирова, ближе к реке.

17.

PICT5602.JPG

Почти половину основной части города занимают промзоны, что тоже много даже по советским меркам. Как и почти во всяком мало-мальски старопромышленном городе, исторически промышленность концентрировалась вдоль железных дорог и примыкала к городу со всех сторон; сейчас центр оказался окружён с трёх сторон промзонами, отделяющими его от периферии. В то же время, почти все нецентральные районы города росли вокруг промзон; так как промышленность Кирова - это прежде всего относительно чистое машиностроительное производство, то промышленные предприятия исторически были разбросаны по всему городу.

Рядом с эвакуированными в войну и построенными в 1930-е - 1950-е годы заводами строились кварталы жилой застройки в стиле сталинского ампира; из нетронутых войной небольших городов Киров занимает одно из первых в стране мест по количеству зданий в таком стиле.

Также немало зданий в этом стиле в центре города западнее основных кварталов исторической застройки (в основном Октябрьский проспект и центральная Театральная площадь).

18.

PICT5364.JPG

19.

IMG_3613.JPG

Лишь в 1970-е годы в городе стали появляться оторванные от мест производства спальные районы.

20.

IMG_3764.JPG

Немного старого частного сектора есть в центральной части города, ещё есть вошедшие в состав города деревни - прежде всего на северо-западе, западе и юге, а также на противоположном берегу Вятки.

Основная часть города плотно застроена и невелика сама по себе: порой с холма почти в центре Кирова можно увидеть поля и леса.

21.

IMG_3533.JPG

Городское ядро Кирова компактно, но пригородная зона обширна; её ближняя часть входит в состав так называемого муниципального образования "город Киров". Основная его часть - это сам город и освоенные земли западнее и юго-западнее - такое вятское Ополье среди лесов.

Там с древних времён было немало деревень; сейчас значительную часть этой территории занимают огромные дачные кооперативы, кое-где сливающиеся с городом и даже вклинивающиеся внутрь его. Дача через дорогу от дома - не такое уж редкое явление даже в немаленьких провинциальных российских городах; в Кирове это можно объяснить ещё и тем, что значительная часть территории региона - леса и болота, дорог или нет или они плохие, а тут рядом и коммуникации дешёвые.

Особняком стоит удалённый южный район Нововятск, который, как и значительная часть кировской периферии, возник вокруг промзоны; он оказался в административном подчинении в 1989 году - первым из дальних частей города.

22.

IMG_3769.JPG

Ещё стоит выделить посёлок городского типа Лянгасово на юго-западе, выросший вокруг крупнейшей в регионе сортировочной железнодорожной станции.

Ещё ближние пригороды - это старинные слободы в пойме на левом берегу Вятки, и более новые посёлки за ними.

23.

PICT5463.JPG

Из-за высокой связности территории в самом Кирове транспортная проблема стоит не то чтобы остро. Ну и автомобилизация в бедном регионе невысока.

Из-за хитро изгибающейся Вятки для поездки во все стороны, кроме как на юг, надо переехать реку - но открытый в конце 1990-х годов второй Новый мост в значительной степени снял эту проблему.

Но на юге и западе с выездом из города проезжая часть резко сужается, теряя все признаки городской улицы. Отдельная проблема - переезды через Транссиб, которые сильно затрудняют связь с Нововятском и лежащим дальше Кирово-Чепецком. Эту проблему отчасти снимает достроенный южный сегмент объездной, который позволяет выехать на основную дорогу уже за Нововятском; но западный участок объездной, который должен связать юг города с Новым мостом через западные спальные районы, так и не достроен.

Киров - значительный железнодорожный узел, пути проходят через весь город; в городской черте 10 железнодорожных станций и остановочных пунктов.

Электрички всё ещё ходят часто - в общей сложности 17 пар в день, что очень много для российского провинциального города с населением меньше полумиллиона жителей; как я уже писал, в Кировской области хороший общественный транспорт отчасти компенсирует недостаточность транспортной инфраструктуры.

24.

IMG_3480.JPG

Но, по славной российской традиции, они расположены не всегда удачно. Иногда такое ощущение, что их специально располагали по дальше от центров районов, магистралей и точек формирования пассажиропотока вообще; особенно сильно это ощущение на нововятском направлении, где пригородные поезда как раз бы сильно помогли.

Городской общественный транспорт в Кирове неплохо развит по российским меркам.

Прежде всего это троллейбус - хотя он порядком поизносился за постсоветские десятилетия, он неплохо работает, пользуется спросом и перевозит немало пассажиров; в день городские троллейбусы перевозят более 100 тысяч человек.

В Кирове сейчас 48 км троллейбусных линий; городская троллейбусная система находится на 33-м месте в России.

25.

PICT5538.JPG

Размеры довольно скромные для системы с таким почтенным по российским меркам возрастом.

Большая часть троллейбусных линий была построена в 1940-е - 1970-е годы; в последующие десятилетия развитие системы оставалось довольно незначительным. Но равномерным - даже после 1991 года был открыт новый участок в Юго-Западном районе.

Сеть при этом относительно размеров города довольно протяжённая, но компактная: все линии расположены в основной части города, связность сети, как и связность городской улично-дорожной сети, высока.

26.

IMG_3631.JPG

Как следствие, из 8 городских троллейбусных маршрутов 2 - следующих друг другу навстречу кольцевых маршрута.

Все троллейбусные линии расположены в пределах городского ядра, они почти не заходят даже на окраины этого ядра, не говоря уже о городской периферии.

27.

IMG_3623.JPG

Прежде всего это Нововятск, троллейбусная линия туда проектировалась в 1970-х - 1980-х годах, но эти планы так и не были воплощены в жизнь.

В городе осталось менее 100 троллейбусов; значительная часть подвижного состава - старые ЗиУ-682, очень много троллейбусов было списано за последние 5 лет.

28.

IMG_3600.JPG

29.

PICT5565.JPG

Новых немного, это в основном машины производства Башкирского завода и минского АКСМ.

30.

PICT5395.JPG

Вообще, это характерно почти для всех крупных городов Волго-Вятского региона - старые троллейбусы, часто курсирующие и обеспечивающие значительную часть пассажирских перевозок. Увы, как и почти везде в нашей стране, здесь это остатки советского наследия, всё просто неплохо сохранилось. Но мало-помалу подвижной состав стареет, и даже в условиях незначительного строительства новых линий троллейбус становится всё менее и менее конкурентоспособен в масштабах города.

Так что всё большее значение в масштабах Кирова приобретает автобусный транспорт. Он тут тоже весьма неплох: нет маршруток, значительную часть подвижного состава составляют автобусы большой вместимости.

31.

IMG_3561.JPG

32.

IMG_3558.JPG

Хотя немало и ПАЗиков, главных автобусов российской провинции:

33.

PICT5537.JPG

44 маршрута, связывающих друг с другом разные части Кирова, включая самые удалённые.

34.

IMG_3485.JPG

35.

IMG_3641.JPG

Вместо заключения: довольно забавно, что в Кирове, центре лесного региона, не очень хорошо с парками и лесопарками - во многом потому, что основная часть города расположена в освоенной и преимущественно безлесной местности.

36.

IMG_3514.JPG

37.

PICT5526.JPG

Конкретно о частях и интересных местах вятской столицы - в следующих частях.

Источник: me-frai.livejournal.com
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 2
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 11:34 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет