Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Экспедиция в Вятлаг к заброшенному лагпункту № 16. Часть 3

Итак, мы поехали по Гидаевской ветке. Гидаевская ветка ранее соединяла с ГКЖД несколько лагпунктов. В последние годы сохранялась ветка на 19-й (Сосновка-1), но более старый путь поворачивал на север, проходил мимо 16-го лагпункта (на карте - Высоково) и далее на 22-й, 23-й и 24-й. Нам необходимо было сначала повернуть к 16-му, а затем вернуться и двигаться в сторону Сосновки.


Дорога представляла собой неизвестность, т.к. было совершенно непонятно, ездит ли по ней кто-то, не заросла ли она. Железная дорога здесь была разобрана, предположительно, около 1990 года. Однако оказалось, что ездят, поэтому мы продвигались уверенно. Было несколько сложных, но проходимых мест.



Начались болота.


Дорога направо - к Сосновке-1. Сюда мы вернёмся чуть позже, а пока сворачиваем налево, к 16-му лагпункту.


Проехали развилку (так называемый «172 пост»), начали поворачивать налево в направлении 16-го, справа показалось болото.


Тут пришлось преодолеть глубокое грязное место, на что потратили некоторое время.



Далее ветка идёт по лесу. Колея хорошо видна - изредка здесь ездят.


Остановиться мы решили не у самого лагпункта, а на бывшей железной дороге, где она проходила по карьеру, а затем двигаться в направлении лагпункта в северо-западном направлении вдоль просеки. Мы хотели попробовать найти в лесу кладбище, местоположение которого было известно лишь приблизительно.

При этом по пути к карьеру был виден ус ж/д и дорога к лагпункту - их видно на спутниковом снимке: ус шёл погрузочной площадке лагпункта, а дорога непосредственно к периметру зоны.


Бывшая ж/д ветка налево (качество не очень, т.к. скриншот с видео). Просматривается дорога: колея уходит в лес.


Вышли на полянку вдоль железной дороги.


Отсюда видна прямая дорога к зоне (на северо-запад).


Заметили медвежьи следы на дороге.


Добрались до карьера. Бывшая железная дорога уходит далеко вдаль. Через три километра была станция под названием Гидаево.



Остановились у карьера, дождались отставших и отправились вдоль квартальной просеки в направлении лагпункта.




Пока шли по лесу, обратили внимание, что везде много старых гнилых пеньков. Лес тут был вырублен лет 70 назад.


16-й лагпункт (Больничный, Высоково)

16-й отдельный лагерный пункт Вятского ИТЛ возник в середине 1940-х гг. Он был создан как очередной лесозаготовительный лагпункт, но занял важную роль в структуре Вятлага – здесь была открыта центральная больница. В этом отдалённом и глухом уголке Вятлага в трудных условиях врачи спасали жизнь тяжело больным и травмированным заключённым. Рядом с лагпунктом находится кладбище, где хоронили умерших. Предположительно, большинство умерших заключённых Вятлага в эти годы хоронили именно здесь. Именно поэтому мы выбрали этот лагпункт в качестве места установки поклонного креста. В 1963 году больничный лагпункт был перемещён ближе к Лесному – в район 4-го лагпункта (посёлок Полевой), с сохранением старого номера (ОЛП-16, затем ИТК-16).

Нам было известно, что кладбище располагалось в лесу к северо-востоку от бывшего лагпункта, мы хотели найти его, чтобы установить точные координаты, но этого сделать не удалось: лес прошерстили, но кладбище не нашли, а расширять район поиска времени не было. Приняли решение установить поклонный крест на поляне на северо-восточной окраине лагпункта.


Пока все собирались для установки креста, я оббежал окрестности и сделал несколько снимков. Вся территория лагпункта представляет собой поляны с перелесками. Поляны образовались на тех местах, которые в годы существования посёлка распахивались или были вытоптаны, а также где после закрытия зоны косили сено. Лес вырос вдоль забора бывшего периметра зоны, а также на месте зданий. Благодаря этому на спутниковых снимках очень хорошо определяются очертания многих объектов лагеря. На местности это совершенно не видно.




В годы существования лагпункта здесь была достаточно развитая инфраструктура. Больница имела несколько корпусов, а кроме того здесь был небольшой посёлок для персонала, обслуживающего лагерь – дома, почтовое отделение, начальная школа, медпункт, клуб и т.д. Жителей в посёлке было немало - военнослужащие, обслуживающий персонал зоны, медицинский персонал. Среди жителей были и бывшие заключённые, в том числе "политические". По воспоминаниям жителей, все жили дружно.

Имеется несколько старых фотографий.

Военнослужащие - жители посёлка. Девушка, сидящая в нижнем ряду - врач.


Жители посёлка у танцплощадки.


Учащиеся 3 или 4 класса начальной школы. Школа открылась в 1954 году.


После закрытия лагпункта в 1963 году все жители были переведены в другие места. Долгое время здесь оставались развалины, но до наших дней они не сохранились.


От территории лагеря видна дорога на юго-восток, к той дороге, по которой мы проехали (т.е. предположительно можно проехать по ней напрямую).



На территории много ям.






В периметре зоны обнаружено несколько железных кроватей.







В одной из ям нашли стеклянные баночки медицинского назначения. Ещё нашли кусок колючей проволоки. Думаю, что если поискать более тщательно, то можно найти и другие артефакты.



Когда все собрались, провели небольшую церемонию установки поклонного креста и сфотографировались на память.





Координаты креста - 60.079467 С.Ш., 52.155828 В.Д.

Основная цель экспедиции была достигнута! Далее - остановка на ночлег и возвращение домой.

В 18:25 выехали с 16-го назад на ветку, идущую в направлении Сосновки-1.

На выезде обратили внимание на интересные слоистые камни, лежащие грудой.


Дорога идёт через болота.


На этом участке пути вызывал опасения проезд через речку Иму, однако, здесь оказался хороший мост.







Перед самой Сосновкой-1 обратили внимание на пересечение со старинным Кайско-Кажимским трактом, который шёл поперёк бывшей железной дороги. Если двигаться по нему направо, то он приведёт по более короткому пути на село Гидаево, однако моста через реку Порыш там, скорее всего, нет.


Налево – в направлении старинной деревни Монастырской (Сретенская пустынь), известной с конца XVII века.


А мы едем прямо. Болото перед Сосновкой.


Перед въездом в посёлок встретили охотничий домик.


Сосновка-1 (19-й лагпункт)

В 20:00 прибыли в бывший посёлок Сосновка-1, расположились на удобной поляне на ночлег. Прошли сутки с момента начала путешествия, в течение которых мы не спали.


19-й лагпункт возник в 1947 году. «Головной» посёлок имел «подкомандировку», с которой был связан узкоколейной железной дорогой (лагпункт № 19 глубинный, гражданское название – Сосновка-2). Ветки узкоколейки тянулись далеко на восток и заканчивались в лесах недалеко от сёл Пушья и Кай, а на севере сближались с ветками другой УЖД Вятлага – Вислянской. В 1950-е годы на 19-м «Головном» был общий режим, на «подкомандировке» - облегчённый. В 1980-е годы на Сосновке-1 был строгий режим, на Сосновке-2 – колония-поселение. Обе колонии были закрыты до 1990 года, хотя в 1989 году ещё было достаточно большое население.

Вид со спутника.


В настоящее время большинство зданий посёлка разрушено, находится в руинированном состоянии.
















Между двумя частями посёлка небольшой мостик через заболоченную речку.




На другой стороне речки тоже одни развалины. Это основная центральная часть посёлка, находившася рядом с зоной (до самой бывшей зоны я немного не дошёл.









На следующий день нашли на территории посёлка вот такой охотничий домик.



Осмотрев местные «достропримечательности», я пошёл назад в наш лагерь. Навстречу попался кировский экипаж, который отправился ночевать в Сосновку-2: там один из бараков приспособлен для ночлега. Они ещё не знали, что путь этот не будет простым, и два часа придётся провести в грязи.


Вот несколько фотографий посёлка Сосновки-2, сделанные утром следующего дня








Бывшая конюшня конпарка.


Тем временем у костра происходила подготовка к ужину и ночлегу. Водители исправляли небольшие поломки, возникшие в пути.



Ужин был очень вкусным - мясо с картошкой, приготовленное в большом казане! Приготовлением еды занималась женская часть команды, за что ей огромное спасибо.




Все немного расслабились, пообщались, обсудили события последнего дня и отправились спать. Нужно было восстановить силы.


Сосновка-1 - Гидаево

9 июня. Утром позавтракали кашей и остатками вчерашнего супа, выпили чаю-кофе и собрались в дорогу.



08:25. Выехали из Сосновки-1.


Нам предстояло добраться до села Гидаева, а затем, в зависимости от затраченного на эту дорогу времени, принять решение о дальнейшем пути. Если бы удалось проскочить в Гидаево быстро, съездили бы ещё до Кая. Но обо всём по порядку.


Дорога от Сосновки идёт вдоль реки Имы, которая иногда виднеется слева.


С момента закрытия железной дороги прошло много лет, и за эти годы насыпь тут успели убить грузовыми машинами. Примерно через полтора километра после Сосновки-1 дорога стала ужасной - грязь, глубокая колея.



Впрочем, преодоление этого препятствия было очень зрелищным.






Рядом - "биржа" ИТК-19. На фото разделочная площадка. В настоящее время она вся ветхая, гнилая. Прямо под ней - болото.



Преодолев грязный участок, одна из наших "Нив" потребовала ремонта. Приняли решение частью машин ехать к мосту через Порыш, чтобы проверить его состояние и подготовить для проезда.


На соединении с дорогой на Сосновку-2 встретили четырёх местных мужиков. У дороги стоял ЗИЛ-131 и два мотоцикла. Здесь нас должен был ожидать кировский УАЗ, однако их почему-то не было.


Дорога от Биржи и далее идёт по бывшей УЖД. Время от времени лес сменяется уже привычными болотными пейзажами.



Несколько раз встречали делянки по сторонам от дороги.


11:15. Река Порыш.


Мост оказался в достаточно хорошем состоянии. Старый железнодорожный мост был сожжён много лет назад, а этот мост, по-видимому, сделан лесозаготовителями. Сверху положены бетонные плиты, чтобы мост не смыло весенней водой.


В жаркий день было приятно искупаться в холодной речной воде.



Устроили небольшой перекус.



В 12:54 приехала отставшая часть группы. Поломку устранили.


Наконец, в 13:30 прибыл экипаж, ночевавший в Сосновке-2. Оказалось, что у них тоже была поломка, отчего и задержались.


13:45. Все в сборе, поехали дальше.









В 14:40 приехали к Бурковой горе - высокий холм в окрестностях села Гидаева, одна из местных достопримечательностей. Легенда гласит, будто бы гора является рукотворной, и здесь закопала себя живьём древняя народность «чудь». Мы взобрались на гору и полюбовались окрестностями. Вокруг до горизонта - леса.





Гидаево

15:15. Подъезжаем к селу Гидаеву.


На этот момент основная часть маршрута была пройдена. На этапе планирования рассматривался вариант посетить ещё сёла Лойно и Кай, однако по времени не укладывались, поэтому было принято решение об окончании экспедиции.

В Гидаеве мы разделились. Один из организаторов экспедиции (Антон) поехал в посёлок Лесной, чтобы отвезти Андрея Генинга домой и водителя оставшейся там Нивы за машиной. Часть экипажей сразу отправилась домой. Часть осталась в Гидаеве, чтобы осмотреть село и починить поломки, возникшие в пути (в селе есть электричество, благодаря чему здесь можно было использовать сварку).

Сфотографировались на память с Андреем Генингом.


Гидаевская церковь. Гидаево - старинное село, существовало уже в 1678 году. Деревянная церковь (Афанасьевская) построена в 1881, здание частично сохранилась до наших дней как памятник деревянного зодчества. Это хорошо известная достопримечательность не только Гидаева, но и всего Верхнекамского района.





Ныне в селе осталось совсем немного жителей, многие дома заброшены. Мы прогулялись по улице запечатлели его текущее состояние.




В 1982 на базе Гидаевского колхоза было создано сельскохозяйственное поселение № 5 управления лесных исправительно-трудовых учреждений (УЛИТУ), т.е. село вошло в систему Вятлага. Это плохо сказалось на развитии села и вызвало отток коренного населения, т.к. не всем нравилось соседство с осужденными. Колония-поселение здесь была закрыта несколько лет назад. На фото - заброшенное административное здание поселения.


Двигаемся дальше с севера на юг села.









Среди местных жителей есть люди, занимающиеся лесом. В селе мы заметили лесозаготовительную технику, тракторы.



16:30 Выехали из Гидаева.


В Рудничном дождались возвращения Антона из посёлка Лесного, немного отдохнули, перекусили, и поехали домой. В Глазов основная часть компании вернулась около 2 часов ночи 10 июня.


Путешествие произвело большое впечатление на всех участников. Очень много всего увидели за двое суток! Великолепная верхнекамская природа: леса, реки, болота, пруды. Тут надо отметить, что очень повезло с погодой - оба дня было солнечно и тепло. Большое количество интересных точек маршрута с исторической точки зрения, которые удалось осмотреть и отфотографировать: действующие и заброшенные посёлки, зоны, железнодорожная станция. Грустные эмоции оставляет большое количество разрухи - Верхнекамский район вымирает...

С точки зрения сложности маршрута наиболее трудным был участок по железной дороге. Как говорят опытные участники: уж лучше по грязи! Многие машины, если не все, после езды по шпалам получили повреждения и поломки. Некоторые ремонтировались прямо по пути, другие обнаружили неисправности уже дома. Была треснувшая рама, вышедшее из строя рулевое управление, протёкшие радиаторы, один из автомобилей на обратном пути потерял колесо... Однако, никто не пожалел о совершённой поездке.

Серьёзная, важная, на наш взгляд, цель экспедиции - установка поклонного креста узникам Вятлага - была достигнута.

Огромное спасибо организаторам за эту поездку! «Glazov4x4» - вы большие молодцы! Незабываемые ощущения не только от увиденного на маршруте, но и от вашей компании: дружной, организованной, целеустремленной, неунывающей.

В отчёте использованы фото Дениса Шабалина, Вячеслава Дубровина, Андрея Генинга, Дмитрия Махнева.

Больше фотографий с поездки доступны по ссылкам:

При подготовке отчёта была использована литература, которая рекомендуется к прочтению:

  • История одного лагеря (Вятлаг) / Виктор Бердинских. - М. : Аграф, 2001
  • Белых Н. Ю. Экономика ГУЛАГа как система подневольного труда (на материалах Вятлага 1938-1953 гг.) / Н. Ю. Белых ; [отв. ред. В. А. Бердинских].
  • Веремьев В.И. Учреждение К-231: страницы истории (даты, факты, имена) // URL: http://www.vyatlag.ru/load/quot_vjatlag_quot_daty_fakty_imena/8-1-0-31
  • Скопин Е. Л., Кривошеина Н. В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Выпуск 4. Верхнекамский и Даровской районы. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. – Киров, 2010
  • Сайт http://www.vyatlag.ru/

Автор: Денис Шабалин / Источник: rodnaya-vyatka.ru
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 1
IRC: 3
Jabber: 0
( состояние на 00:52 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет