Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Осень Каринторфа

Бабье лето спешно запаковывало свои чемоданы… Ко станции привела дорожка через лесок. Будний день обещал, что будет немноголюдно…

«Кирово-Чепецкий метрополитен»

Разъезд Новый. Под металлическим навесом на скамьях разместилось несколько дам налегке. На платформе, несколько поодаль, грудилось с десяток рюкзаков; вскоре с пригорка шумно высыпали владельцы вещей – юные путешественники, школьники из Кирова с сопровождающими. «Раз, два, три…», – сразу принялись они за зарядку, продолжалась которая до самого прибытия состава.



Между тем, с женщинами, улыбчивыми и добродушными, у нас завязалось общение.

– Вы наш экскурсовод? – не то шутя, не то серьёзно поинтересовалась яркая и активная Людмила. – Поедемте вместе!


Собеседница рассказала, в заречной части города у них запланирована экскурсия, организованная Центром социального обслуживания.

Показался «паровозик», как ласково называют его местные жители.


Два «жёстких» вагона: в одном разместили детишек, наша взрослая компания загрузилась в другой.



Внутри старенького вагончика – небольшие деревянные скамейки, в уголке – «буржуйка» и металлический короб с дровами.



На стене красуется табличка «Схема линий Кирово-Чепецкого метрополитена».



До конечной – станции Технической – через Вернисаж, Боёво, Пойму – ехать минут 40. В обмен на 22 рубля кассир вручила маленький, но гордый билетик с изображением советского паровоза.


Беседы вагонные

За окном минул величавый храм, просеменили суетливо постройки.

– …у нас в Центре есть танцы с восточными элементами, – доносился до меня бойкий голос Людмилы. – А они помогают развивать правое полушарие, которое отвечает за левую сторону тела… В начале октября отмечается День пожилого человека, а у нас говорят – День молодёжи Советского союза…

Наш состав плыл по 300-метровому мосту через живописную и высокую нынче Чепцу. Напротив меня разместились садоводы – огород у них там, за рекой. Убрать всё нужно, до дождя бы успеть. Ездят частенько – на паровозике, говорят, удобнее, чем на автобусе (пустили тут недавно рейс).

«Мост автомобильный построят, ещё удобнее будет», – говорю. «Про мост я ещё 30 лет назад слышала», – отметила одна из пассажирок; «а я 50 лет назад», – улыбнулась другая.

Узкоколейка – шире, чем просто железнодорожная ветка. Случается, что на какое-то время (когда весеннее половодье скрывает понтонный автомобильный мост) она становится чуть ли не настоящей дорогой жизни. Любят её люди, переживают за неё, стихи ей посвящают:

Всё тем же окрасом осени
По веточкам елей – прочь…
Беседы ведёт вагонные
Дорога на Каринторф….
(Автор – Луиза Мессеро)

Начало дороги

Поезд идёт, качаясь, точно на волнах, немного накренившись на правый бок. Укачивает, убаюкивает и навевает размышления о прошлом. Так незаметно мы приблизились к станции, которой как бы и нет на схеме, – Исторической. Строительство УЖД началось в 1933 году, когда было решено освоить торфяные залежи около села Карино (речь шла о десятках млн тонн). Собственно, отсюда и название «Каринторф», соединившее Карино и слово «торф». Полезное ископаемое предназначалось для ТЭЦ. Первый состав из 10 вагонов был доставлен 14 декабря 1942 года. 19 октября 1945-го рабочий посёлок Каринторф был переведён из Слободского района в Просницкий (в дальнейшем – в Нововятский, позже – в Кирово-Чепецкий район. Населённый пункт включал посёлок Первый, Второй и Третий, общая его территория составляла 138 кв. км и население – свыше 5 тысяч человек.

Также в 1945-1946 годах там действовал лагерь для немецких и венгерских военнопленных, которые были задействованы на строительстве посёлка и торфоразработках.

Росла протяжённость сети узкоколейной железной дороги – она достигала 100 км (сейчас, кажется, немногим более 10 км). Функционировала УЖД полноценно до конца 2000-х и считалась крупнейшей торфовозной железной дорогой на территории бывшего СССР. Но технологии не стояли на месте. ТЭЦ перешла на газовое топливо, необходимость в торфе отпала. Узкоколейка стала нерентабельной. В 2012-м существовала реальная угроза её закрытия, однако благодаря активности жителей микрорайона (частью города посёлок стал в 1989 году) дорогу удалось отстоять...

– Сейчас будет хатка бобров, смотрите, – указала в окно одна из попутчиц, затем переместила внимание в противоположную сторону, – а там утки на озере...

Замелькали утлые постройки, старенькая железнодорожная техника...

– Уже приехали? – удивился я и услышал утвердительное «Да».

Прибыли на конечную.




Вокзал станции Техническая. 1972 год. Фото из личного архива А.З. Дуняшева

По рабочему посёлку

В нескольких метрах от платформы, параллельно рельсам, по которым ещё ходят поезда, увековечен тепловоз.


Эта «трудовая лошадка» 40 лет возила торф. Монумент, включающий стелу, посвящён труженикам тыла, железнодорожникам и торфяникам Каринторфа. Запечатлев возле него группу туристов, с которыми ехал в вагоне, отправился по улочкам вслед за тёплым ветерком, который озорно гонял листья по песчаным дорогам.



Здание старой пожарной части



Каринторфская амбулатория

«Прожужжал» мимо магазинчика-кулинарии «Шмель», втянув заманчивый запах выпечки.


Домик, обитый сайдингом


Шуршал по улочке, стараясь не разбудить спящего пса, щёлкал фотоаппаратом.


За спиной женщины, собирающей красную черёмуху «на компот», вздымается огромный двухэтажный домина с высокими Λ-образными фронтонами по бокам и ромбами вместо окошечек.


Этот дом, как и десятки в Каринторфе (ещё стоящих и уже снесённых), возведены преимущественно руками военнопленных (немцев и венгров), отсюда, наверное, некоторая необычность и своеобразный стиль здешнего деревянного зодчества.




– Что фотографируете, – услышал я женский голос с дороги. – Развалины?

– Нет, историю.

Эта местная жительница оказалась очень приятной собеседницей. Поделилась, что приехала сюда с родителями из Даровского района – ей тогда был 1 год. Так и живёт здесь...

Туристы, говорит, частенько наведываются, в том числе и иностранцы – японцы, китайцы были (кстати, через несколько дней после моего приезда Каринторф посетили специально, чтобы увидеть узкоколейку – сперва гость из Швейцарии, затем гражданин Великобритании)

– Приезжают, наверное, чтобы увидеть здесь как бы застывшее время, – предположила рассказчица.

Женщина вспомнила местный клуб (да многие его вспоминают!) – необычное здание, созданное в псевдоготическом стиле по трофейному проекту.

– Были маленькими, на танцы ходить нельзя было, но мы всё равно бегали. Там такая высокая крыша, потолки, лестницы, – рассказывала она, будто клуб и не снесён вовсе, а вот также стоит – поверни только с улицы...


Таким был клуб. Фото: vk.com/karintorf

Неспешно лилась беседа, будто в ритм – также не торопясь – то и дело проезжали велосипедисты – от самых юных и до пенсионеров (пожалуй, оптимальное средство передвижения, когда пешком не так уж и близко, а для авто – не то расстояние).

«Главное захотеть»

Углубился в один из дворов и поразился обычной для этих мест картине – хозпостройки устроены между высоченных, упирающихся в небо сосен (деревья порой высятся прямо из крыш сараек!) Вот так пойдёт неместный впотьмах – и с сосной встретится.



Незаметно включаюсь в разговор, который ведут женщины.

– Два раза предлагали квартиру в городе, но я отказывалась, – сказала одна из собеседниц. – Не хочу уезжать… В городе я болею. А здесь – вышли с соседками во двор, погуляли по лугам, сходили за ягодами или к нашей ёлочке, которая наряжена и зимой, и летом.

Вспоминает, Каринторф в те годы был ухожен, процветал. Но времена изменились, рассуждает она, торф оказался не нужен (да и не стало его, вроде как)...

– Но вы посмотрите, какая вокруг природа, красота, какой воздух, – заметила другая жительница. – Некоторые люди, которые уезжают отсюда, потом скучают – вот бы вернуться, говорят…

Следую дальше, через переулок. Останавливаюсь у массивного дома с необычной крышей и балкончиками.


Возле гаража молодой человек с воронкой в руке. Живёт в Каринторфе, работает в Чепецке.

– Какие здесь есть развлечения для молодёжи?

– (Пожимает плечами, улыбается.) Жена у меня и дети. Вот мои развлечения.

Тут же его сосед в тельняшке, многозначительно дымит. Признаётся, тяжеловато в городе, особенно когда хозяйка за покупками с собой берёт.

Сам дом, по словам жильцов, года 46-го. Сетуют: обещали переселить в 19-м, перенесли сроки на 21-й год.

Возле похожего монументального, некогда жилого строения возвели горку (в рамках ППМИ). У дороги несколько составленных бетонных плит – сцена.



Напротив, на стене закрытой каменной одноэтажки, выведено зелёным: «Всё будет, главное захотеть».


Небольшие каменные постройки облюбованы торговыми точками: фирменный магазин «Яшма», магазин «Омега», промтовары «Альянс», парикмахерская «Татьяна».



На металлическом столбике под козырьком, на котором некогда, вероятно, размещался уличный телефон, теперь лепятся объявления: возобновляется рейс №50, ведётся набор в музыкальную школу, в Каринторфской амбулатории делают прививки против гриппа.


Невдалеке за пустырём, где в своё время возвышался легендарный клуб, – двухэтажный дом, наглухо обшитый сайдингом. Новостройка.




Где жил герой

Двигаю по другой улице. Сперва идут только пустые дома, затем предстаёт осень во всей своей красе...







Уходящая пора навевает лёгкую грусть, но одним махом её смахивает детский смех, долетевший из следующего двора – в окне показалось улыбающееся ребячье личико.


На фасаде деревянного дома – мемориальная доска в память о герое. 20-летний Александр Краев погиб в Афганистане 18 ноября 1981 года, спасая раненых товарищей при выполнении боевой операции. Младший сержант удостоен ордена «Красной Звезды», его именем названа улица, на которой он жил...



Немного задумавшись, обошёл дом и на мгновение замер... Одна из его стен была из кирпича и высилась так, будто она вообще от другого здания! Немного сожалея о том, что не могу пуститься в разгадку этой головоломки на месте, отправляюсь в сторону станции – поезд ждать не будет. И только кошка что-то вкрадчиво намурлыкивала вслед, точно раскрывая тайну...



Новый хозяин узкоколейки

Дорога к депо пролегала вдоль товарных вагонов, застывших на рельсах.


Показалось депо, окружённое разномастной ж/д техникой.


Тут же автостоянка. Из серебристо-пыльной «десятки» вышел высокий молодой, с сединой мужчина в яркой рубашке и фотоаппаратом. Это Евгений Стерлин, один из двух собственников Каринской узкоколейной железной дороги (другой собственник – его жена). УЖД была приобретена в конце апреля. Помимо управления объектом, в недавнем прошлом житель Москвы работает также над созданием Музея. Вот экспонат «на ходу» – новенькая ручная дрезина с мускульными приводом. Прокатились на ней, пару раз даже переводил стрелку на путях.


Евгений признался, что с детства грезил о железной дороге, но, как бывает, долгое время вынужден был следовать по иному профессиональному пути. Мечта, впрочем, всегда теплилась в нём и разгорелась с новой силой, когда однажды, стоя на авто на железнодорожном переезде, проследовал мимо «игрушечный поезд». Впечатление оказалось настолько сильным, что Евгений даже думал построить собственную узкоколейку, но стоимость – почти 8 млн за 1 км дороги (с нуля) – вынудила отказаться от этой идеи. Однако финансовый директор крупной столичной компании не планировал отступать. Узнав о том, что выставлена на торги УЖД в Кировской области, успешный управленец купил её «по стоимости металлолома» и переехал в Каринторф. Так и живёт он сейчас прямо в депо, в небольшой комнатушке, а на выходные старается съездить в Москву – к супруге.

Жена, к слову, его поддержала, увидев в проекте туристические перспективы, а вот коллеги – далеко не все из них поняли такой шаг...


Цифры

15 млн руб. в год выделяется из городского бюджета на содержание УЖД.

6 млн из них уходит на зарплаты 30 работников (директор получает около 17 тыс.)

4 млн возвращается в бюджет в виде налогов (остальное уходит на топливо, ремонт пути, и подвижного состава)

18 464 пассажира было перевезено за август

По информации Музея Каринской УЖД


Любовь Орлова и будущая смена

Заходим в депо, директор, который выступает в качестве экскурсовода, предупреждает: «В яму не упадите». «А что, падали?» – «Да».

В тёмном ангаре, сидя на стуле, в каком-то аппарате на колёсах копается слесарь.


– Это мотодрезина, – объясняет Евгений. – Её ещё называют «пионерка» или «бешеная табуретка». Развивает скорость до 80 км/ч. Ремонтируем.

Появляется машинист, который «обкатывал» снегоочиститель. Я тем временем интересуюсь:

– Правда, что здесь в своё время советская актриса Любовь Орлова выступала?

– Это лучше у Сергея Николаевича спросить? – показывает на машиниста.


– Да, – отвечает опытный работник. – Году в 1942-м приезжала вместе с каким-то артистом...

– А что со снегоочистителем? – в следующий момент уточняет начальник.

– Переворачивать надо. Делать.

– Если перевернём, ещё что-нибудь сломается..

– Старый он...

– Что вы мне рассказываете... Почему в Европе делают, а мы... У них трамваи позапрошлого века до сих пор ездят!


Снегоочистиль




Вслед за цехом с могучими станками идём по узкому коридору, мимо цветных плакатов, двери с табличками «Женская душевая» и «При пожаре звонить...»



В следующем помещении – место для отдыха, вдоль стены – импровизированная велостоянка.


В цехе рядом идёт ремонт пассажирского вагона «до заводского состояния».


В обновлённом вагоне также будет печка (покрасят её в бронзовый цвет)

Под открытым небом, на рельсовом многопутье, – другие вагоны и вагончики (почтовые, столовые) ждут новой жизни.




Этот вагон планируется сделать открытым для пассажиров (летний вариант)

Подальше – ещё два, сцеплены друг с другом. У них своя история.


Их используют, когда узкоколейка становится единственной транспортной ниточкой к городу. В деревянном, рассказывает Евгений, доставляют усопших в морг (он в городе), а затем везут обратно и предают земле. Железный же используется для перевозки продуктов – берут на несколько дней, затем распределяют по магазинам...

– А вот – будущая смена, – Евгений показывает на маленькую фигурку, приближающуюся на дрезине. – Это Артём, сын одного из работников. Знает, наверное, больше меня.

Школьник останавливает тележку около нас.

– Скажи-ка, Артём, сколько у нас пассажирских тепловозов?

– 6, – уверенно отвечает мальчик.

– А кем ты хочешь стать? Может, директором?

– Нет, машинистом.


...На поезд я всё-таки не попал. «Паровозик» прошёл мимо, в окнах мне махали, улыбаясь, знакомые дамы, с которыми ехали вместе накануне утром. Евгений предложил подвезти до Чепецка – ему нужно было в администрацию, приходится, говорит, отчитываться за каждую копейку.

«Десятка» ехала по пыльной, почти трёхполосной дороге достаточно резво – мы стали нагонять пассажирский состав. Вскоре поравнялись с ним, некоторое время двигались параллельно и пошли на обгон.

На понтонном мосту, вдоль ограждения, рыбаки на стульчиках ловили последние тёплые деньки. На горизонте уже проглядывали черты большого Кирово-Чепецка.

Автор: Богдан Вепрёв / Источник: Источник Твоего Города
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 3
IRC: 6
Jabber: 1
( состояние на 12:06 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет