Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА!                               Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей. Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов, самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий, самые оригинальные и удивительные картинки из интернета, большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках, информативные Интересности из Интернета. Раздел обновляется ежедневно.                               Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы. Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов.                               Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом, весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта.                               Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD.                               Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке.                              

Легенды Вятского края. «Своя своих не познаша»

«Своя своих не познаша». Часть 1.

«…В лето же 6929-е в стране ж земли Вятския жителя Анфала и сына его Стефана нашедши ратию Михаило Росихин с товарыщи убили». Летописец старых лет.

В самом центре города Кирова высокий берег реки Вятки прорезает глубокий Раздерихинский овраг. Бродил ли кто-нибудь с металлодетектором в ночной тиши по его крутым склонам, и нашёл ли он что-нибудь примечательное на Раздерихе – о том мне неведомо. Но сама история этого оврага настолько занимательна, что вполне заслуживает отдельного рассказа.

В сознании большинства горожан необычное имя оврага связано с преданием о произошедшей здесь некогда битве жителей Хлынова (древнее название Кирова) и Великого Устюга. Ещё в 1904-ом году этнограф Дмитрий Константинович Зеленин писал, что название горы и оврага жители объясняют раздерихой (раздором), случившейся здесь между вятчанами и устюжанами.

Эта легенда настолько прочно укоренилась в умах, что сегодня практически любой житель Кирова старше 10 лет расскажет вам, как в далеком XIV веке отряд устюжан выступил на помощь Хлынову, осаждённому татарами. Союзники подошли к городу в ночной темноте. Хлыновцы не ожидали помощи и приняли устюжан за врагов; сделав вылазку, напали на устюжан, когда те поднимались в гору оврагом, а устюжане решили, что на них напали татары.

Кровопролитная битва продолжалась всю ночь, и только с первыми лучами солнца и те, и другие увидели, что избивают союзников. Убитых (по разным источникам, их было от 4 до 9 тысяч) похоронили в общей могиле.

В память несчастного случая поставили на том месте часовню. С тех пор ежегодно справляют по убиенным поминки, сопровождаемые гулянием, свистом в глиняные свистульки, бросанием в ров глиняных шариков, продажей глиняных расписных игрушек…


Глиняные свистульки XII-XIII века. Из собрания ККМ (Кировский краеведческий музей).

В старые времена Раздерихинский овраг являлся северной границей Хлынова, и жители города действительно не раз держали на его берегах оборону. Факт ряда сражений между вятчанами и устюжанами также указан в летописях. Более того – вражда между жителями двух городов длилась свыше 100 лет! Однако никаких сведений о сражении именно под Хлыновым в летописях не сохранилось.

Великий Устюг был основной опорой Москвы в её борьбе за объединение русских земель на севере. И в 1489 году, когда Хлынов был взят войском Ивана III, в этом взятии немалую роль сыграла как раз устюжская рать. После присоединения Вятки к Московскому царству и выселения вятчан в Московские земли, в Хлынов прибыло много устюжан.

Они поселились на окраине города, в Пятницкой слободе вдоль Раздерихинского оврага. Устюжане принесли с собой поминовение своих предков-устюжан. Одновременное поминание умерших в далеком прошлом вятчан и устюжан было соотнесено с преданием о некой братоубийственной битве в этом месте, что и привело к появлению мифа. Легенда о «нечаянном» избиении «своих» могла возникнуть только тогда, когда сложилось русское централизованное государство с общерусским самосознанием, и стало непонятно, что было делить вятчанам и устюжанам. Но это была уже не народная, а официальная версия, поддержанная церковью.


Реконструкция прибытия "чужаков" в Киров, 640-летие города.

Когда именно возник миф о битве в овраге, неизвестно. Одним из первых зафиксировал его географ, краевед, экономист Петр Иванович Рычков, совершавший в 1770 году путешествие по провинциям российского государства. Рычков записал эту легенду со слов епископа Вятского Варфоломея 24 июля 1770 г. С тех пор явная историческая нелепость многократно пересказывалась разными авторами, обрастая всё новыми и новыми «подробностями». А вятские подарили языку известную пословицу «свои своих не узнали и побили».

Тогда кого же ежегодно поминали вятчане на берегу оврага до 1489 года?

Известно, что христианская церковь запрещала хоронить на кладбищах умерших неестественной смертью - самоубийц, опойц, утопленников; трупы странников, знахарей, гадалок и пр. Не отпетые тела отвозили в «убогие дома» (божедомки, скудельницы). Так назывались глубокие ямы, куда их сбрасывали.

На Вятке «нечистых» покойников называли «заложными». Их в ямах закладывали хворостом, сучьями, бревнами, сохраняя от зверья. Лежать им предстояло долго. Только раз в год, в 4-ю субботу после Пасхи, служили здесь за счёт общества панихиду, а после этого закапывали яму и рядом отрывали новую.

Первое упоминание о скудельницах относится к 1215 году, а к началу XV века они уже были распространены повсеместно. Безусловно, Вятка не могла быть исключением, и «убогий дом» в ней также был. «Часовня в г. Вятке, расположенная на месте или, по крайней мере, около прежнего «убогого дома», стоит над так называемым Раздерихинским спуском» (Д.Зеленин).


Часовня Михаила Архангела у Раздерихинского спуска. Дореволюционное фото

В 90-е г.г. ХХ века археологи изучили окрестности Раздерихи и установили, что на этом месте действительно была «божедомка». Об этом свидетельствовал способ захоронения: тела были похоронены без гробов в специально вырытых ямах, и сверху заложены бревнами.

Вполне возможно, что задолго до «божедомки» где-то здесь находился могильник коренного финно-угорского населения Вятки.

В 20-х числах июня, в дни летнего солнцестояния, жители Вятского городища на берегу оврага отмечали свой летний аграрный праздник с непременным ритуалом поклонения предкам. А когда на Вятку прибыли лихие, не слишком богобоязненные русские, они переняли у «местных» обычай, весьма схожий со славянской тризной. Православной церкви это не понравилось, на подступах к оврагу были заложены «скудельные ямы», установлена часовня. Вместо тризны ввели христианскую панихиду, привязав её к ближайшему церковному празднику Преполовения Пятидесятницы. Это обессмысливало, лишало корней древний языческий обычай тризны. Чего, собственно, и добивалась церковь.

«Своя своих не познаша». Часть 2

«Пару лет назад траншею рыли для теплотрассы у оврага, так натолкнулись на фундамент часовни, а уж костей было!..» Из разговоров. Киров, 1988 год

Когда именно на берегу Раздерихинского оврага рядом с «убогим домом» была построена деревянная часовня, никто точно не знает. В начале XIX века в ней стоял памятный крест с вырезанной на нём датой – 1592 год. Надпись на обратной стороне креста сообщала о том, что он поставлен при царе Феодоре Иоанновиче и патриархе Иове. По преданию, крест установил сам Трифон Вятский Чудотворец.

В 1866 г. по инициативе вятского губернатора взамен ветхой деревянной часовни российский архитектор Николай Александрович Андриевский составил проект каменной, и после длительной волокиты в 1875 г. она была, наконец, построена.

С панихиды в этой часовне в четвертую субботу после Пасхи начинался Вятский праздник «Свистопляска». В палатках торговцев, что стояли у ограды Александровского сада, продавались сладости и игрушки. Мастера слободы Дымково продавали глиняные свистульки и глиняные шарики (шарыши). Стоявшие наверху горожане скатывали или просто кидали их на дно оврага. А внизу бегали мальчишки и подбирали уцелевшие шары, чтобы потом вернуть их торговцам, а вырученную мелочь обменять на лакомства. Непременным атрибутом праздника были кулачные бои, борьба, обильные возлияния.

В русском языке свистопляска - хаос, неразбериха и беспорядок. Знамо дело, вятские с этим не согласны. Вот какие строки принадлежат писателю-краеведу Всеволоду Лебедеву: «Когда попадаешь на площадь в окружении свистящих людей, кажется, что идешь по воздуху. Лица у всех улыбающиеся, они бережно прикладывают к губам свою свистульку». Сочетание скорби и веселья, даже разгула не вызывало осуждения, а воспринималось как должное: этим думали парализовать смерть и утвердить жизнь.


Дымковские игрушки. Композиция "Ярмарка". Кировский музей Дымковской игрушки.

От названия праздника происходит одно из старинных, почти позабытых сегодня, прозвищ вятчан — свистоплясы.
Долгое время власти Хлынова оставались безучастными к празднику Свистопляски. В 1658 году с открытием Вятской и Великопермской епархии, центром которой стал Хлынов, положение изменилось.

Борьба с "языческими пережитками" Свистопляски растянулась на многие годы и увенчалась первыми достижениями только на рубеже XVIII и XIX веков, когда главный акцент праздника был перенесен с "тризны и игрищ" на церковную панихиду.

Но даже в 1838 г. вятский семинарист Фёдор Пинегин с негодованием писал: «К стыду вятчан, очень немногие из них отдают христианский долг усопшим. Напротив того, каждый … почитает обязанностью каждогодно побывать на Свистопляске, а с какой целью?.. Чтобы только посмотреть на безобразных глиняных статуй, продающихся на том месте и полюбоваться игрой мальчиков на свистках, делаемых также из глины, а некоторые приходят туда совершенно с противными христианству и гнусными целями»

Примечательно, что именно тогда же, на рубеже XVIII и XIX веков, овраг стал называться Раздерихинским. Это – искажённое, ошибочное название. Легенда историческая породила за собой топографическую.

Исконное, многие века хранимое народом название – Вздерихинский ("Болше Вздериха Врагъ"). Так он назван на плане 1759 года.

Топографы в старину следили за правильностью названий очень строго. Если возникало малейшее сомнение, они опрашивали старожилов.

По словарю Владимира Ивановича Даля "вздираться" означает "взбираться, влезать с трудом по неудобному месту". Словарь русского языка ХVIII века приводит такое же определение: "взодраться, вздираться - с трудом, с усилием подняться вверх" (пример: "Взодраться на вершину горы"). Короткая и меткая характеристика оврага, по дну которого издревле и сами вятчане, и гости поднимались в город.

Когда в 1830-е годы выравнивали дно, чтобы проложить ровную дорогу, на крутом повороте землекопы сняли до трех метров глины.

В XVIII – XIX веках квартал в вершине Раздерихинского оврага назывался Старыми Ямами, в память о бывшем там прежде «убогом доме» (вообще на Русском Севере «ямой» исстари называли могилу без христианских символов - как известно, в божедомках крестов не ставили).

На Старых Ямах в 80-х годах XVIII века жил дед композитора Петра Ильича Чайковского – штаб-лекарь П.Ф.Чайковский. А рядом с его огородом был двор первого профессора Хлыновской славяно-греко-латинской школы Михаила Евстафьевича Финицкого.

В XVII веке в вершине Большого Раздерихинского оврага стояла проезжая Пятницкая башня посада. Дорога через неё выводила по дну оврага на перевоз.

В ХIХ веке рядом с устьем оврага была выстроена пристань. Ломовые извозчики на телегах поднимали наверх, к купеческим лабазам сотни и тысячи пудов доставляемого в Вятку речным транспортом товара. Этим же путем попадали в город те, кто прибывал на пассажирских пароходах или на пароме с другого берега реки. В ХХ веке телеги потихоньку сменились грузовиками, а коляски извозчиков - такси и автобусами.

По Раздерихинскому спуску в прежние времена проходил и Великорецкий крестный ход.

Проводить в село Великорецкое икону святителя Николая выходил весь город. Склоны оврага были облеплены массой народа: здесь толпились и богомольцы со всех концов губернии, и просто зрители (из господ), пришедшие поглядеть на праздничное церковное шествие.

В наши дни Раздерихинский овраг – короткая, без домов, улица. От старой пристани остались лишь каменные постройки на берегу.

В 2010 г. старинный праздник Свистопляски был возрождён под названием «Фольклорный праздник «Вятская Свистунья». Отмечается он в День города – 12 июня. Глиняные расписные игрушки и свистульки – самый ходкий товар на веселой ярмарке.

И конечно, непременным атрибутом Вятской Свистуньи является ежегодная красочная реконструкция «Битвы вятчан с устюжанами в Раздерихинском овраге», которую разыгрывают участники исторических клубов.

Легенды продолжают жить…

(Елена Анфилатова)

По материалам Кировского Краеведческого музея,
А.Г.Тинский «Вятская мозаика» - Киров, 1994 г
Д.М.Захаров «Серебряная Вятка» - Киров, 1990 г
//tornado-84.livejournal.com
//www.vstrana.ru

Источник: https://www.mdregion.ru/o-kladoiskatelstve/28-rasskazi-kladoiskatelstvo/1839-legendy-vyatskogo-kraya-svoia-svoih-ne-poznasha-chast-1.html
.:: Статистика ::.
Пользователи
HTTP: 4
IRC: 6
Jabber: 1
( состояние на 14:44 )
ADSL-газета: Ежедневно свежие анекдоты, гороскоп, погода, новости, ТВ-программа, курс валют

Интересности из Интернета: Интересные статьи на разнообразные темы, найденные на просторах интернета

Компьютерная консультация

Единый личный кабинет